"ОБРАЗ ПЕТРА ПЕРВОГО В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА"
Страница: 1 2 [ 3 ]
едный всадник” впервые
появляется вопрос — так ли уж идеален Петр
на самом деле? Город Петра Первого стоит на
ненадежном месте. Этот город, безусловно,
нужен России, государству; но люди страдают
из-за опасного расположения Петербурга (в
тексте поэмы — это Евгений, Параша). И этого
Достаточно для того, чтобы
ценность создания этого города подверглась
сомнению. Личная проблема одного человека
способна противостоять общественному
интересу. Во время Наводнения — подобия
конца света для жителей Петербурга —
Александр Первый видит в катастрофе волю
Божью. Царь не может быть Богом, на что
претендует Петр Первый в начале
поэмы. В конце первой части появляется
слово “кумир” (“Над возмущенною Невою //
Стоит с простертою рукою // Кумир на
бронзовом коне”). Кумир в данном случае —
ложный Бог, это государственная власть,
присвоившая себе божественные прерогативы.
Петр Первый — покоритель стихии в поэме, и
образ его ощутимо меняется по сравнению с
четырьмя предыдущими произведениями.
Казалось бы, Петр становится отрицательным
героем, но нельзя забывать
о прологе поэмы. Пролог “Медного всадника”,
мне кажется, выполняет в поэме ту же функцию,
какую в “Цыганах” и “Кавказском пленнике”
выполнял эпилог. Историческое обрамление и
появляющийся в “Медном всаднике” мотив
безусловной, безоговорочной любви к
Петербургу (“Люблю тебя, Петра творенье...”)
дают второй вариант прочтения поэмы. Эти
два прочтения заложены А. С. Пушкиным
изначально. И он не предлагает выбирать
именно одно из этих прочтений. Вероятно,
подобная вариативность определяется самой
темой произведения — поэма посвящена
трагизму и неразрешимости русской (да и
вообще — какой бы то ни было) истории. А.С.Пушкин
не дает прямого ответа на вопрос, а лишь
позволяет читателю увидеть Петра Первого в
новом качестве.
Страница: 1 2 [ 3 ]