"ОБРАЗ ПЕТРА ПЕРВОГО В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА"
Страница: 1 [ 2 ] 3
чески бесследно (он
появится еще раз во время сцены безумия
Марии); центром же поэмы оказывается
описание Полтавской битвы. Петр Первый
становится центральной фигурой
произведения. (Описание здесь Петра — это,
видимо, возвращение к одической поэзии XVIII
века.) Обращает
на себя внимание резкая смена интонаций в
описаниях Петра и Карла. (“Выходит Петр. Его
глаза// Сияют. Лик его ужа сен.// Движенья
быстры. Он прекрасен.//Он весь как божия
гроза...”, в то время как “...несомый верными
слугами // Б качалке, бледен, недвижим, //
Страдая раной, Карл явил ся...”.) Возникает
ощущение противостояния энергии, динамики
Петра пассивности, статике Карла (это
несколько ра;< подчеркивается в тексте).
В
описании пира после битвы появляется мотив,
который в стихотворении “Пир Петра Первого”
станет основным, — это мотив милости Петра:
“...В своем шатре он угощает // Своих вождей,
вождей чужих, // И славных пленников ласкает...”
Значительность
роли Петра Первого в поэме подтверждает
эпилог. Через сто лет после Полтавской
битвы не осталось ничего “от сильных,
гордых сих мужей...”. Осталась только
история
— огромный памятник Петра Первого.
Памятник — главное, что есть в эпилоге,
главное, что осталось после битвы. Поэтому
Петр Первый становится, можно сказать,
идеальным героем.
В
стихотворении 1835 года “Пир Петра Первого”
обращает на себя внимание необычность
описания событий. Особенности лексики и
специфика размера (четырехстопного хорея)
создают отчетливое впечатление
сказочности, балладяости всего
происходящего. Соответственно,
мифологизированной оказывается и фигура
Петра. На первый план выходит мотив
необыкновенной, сказочной милости Петра. В
четвертой строфе стихотворения происходит
перечисление всех празднеств, по поводу
которых Петр теоретически может устроить
пир. Но в пятой строфе раскрывается
реальная причина торжества: “...он с
подданным мирится;// Виноватому вину //
Отпуская,
веселится; //Кружку пенит с ним одну”.
Событие, из-за которого происходит
пиршество, тем самым для Петра настолько же
ценно, насколько ценны другие,
вышеперечисленные события. А. С. Пушкину,
который во второй половине 20-х годов
становится ярым государственником
и моделирует идеального монарха, очень
важна идея отпущения “виноватому вины”.
Заслуги и подвиги Петра Первого
оказываются не более существенны, чем его
человечность и демократичность (насколько
так вообще можно сказать о Петре).
Мы
сознательно идем на нарушение хронологии,
рассматривая поэму 1833 года после
стихотворения 1835 года. Дело в том, что “Медный
всадник” стоит особняком по отношению к
остальным произведениям А. С. Пушкина,
связанным с петровской темой, где
последовательно развивается один и тот же,
по сути, взгляд на Петра Первого, здесь же
проблема представлена в несколько другом
ракурсе.
Если
в четырех предыдущих произведениях А. С.
Пушкин исключительно восхваляет Петра, то в
поэме 1833 года “Медный всадник” впервые
появляется вопрос — так ли уж идеален Петр
на самом деле? Город Петра Первого стоит на
ненадежном месте.
Страница: 1 [ 2 ] 3