"Время : его герой и антигерой "
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6 7
- \"французской заразы\". Он мог давать обещания на Европейском сейме,
но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.
Комедия \"Горе от ума\" построена так, что о \"веке нынешнем\", об идеях социально - политических преобразований о новой морали и стремлении к духовной и политической свободе на сцене говорит лишь Чацкий. Он - тот \"новый человек\", который несет в себе \"дух времени\", идею жизни, цель которой - свобода. Но Чацкий на три важнейших года исчезает из российской действительности. За эти три года утихло послевоенное ликование, поэзия ратных подвигов сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам: карьера, протекции, доходы и т.п. Воротившись в Россию и попав \"с корабля на бал\", Чацкий так до конца и не разобрался, что в
Москве жизнь вошла в прежние довоенные \"берега\", что москвичи этим довольны и лишь он находится в плену прежних иллюзий близких и реальных перемен. В образе Чацкого ограждены черты декабриста эпохи 1816 -18 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому за три года до описанных в комедии событий Чацкий, \"обливаясь слезами\", расстался с Софьей и отправился в Петербург. Пологому же и оборвалась блестяще начатая карьера: \"Служить бы рад, прислуживаться тошно\". В этой формулировке Чацкого важны и значимы обе части: он рад бы служить, он жаждет этого. Но Государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания. И Чацкийоставляет столицу. Он пытается служить Отечеству иначе: \"славно пишет, переводит\". Неслучайны эти слова Фамусова, ведь не водевили же будет писать и переводить пылкий Чацкий, мечтающий об общественном служении! Убеждения героя не всегда высказываются им прямо в монологах - как неприятие крепостного права, протекционизма, негодование по поводу засилья иностранцев и преклонения перед ними.
Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие свои идеи. Так, несколько раз скажет Чацкий о жизни в деревне как о более нравственной. И речь здесь не о возвращении к природе (проповедь Руссо), но о моральном долге помещика по отношению к крепостным (вспомните, кстати, что этот путь избрал двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда \"чин следовал ему\").
Просвещение, за которое ратует Чацкий, вызывает бурный гнев фамусовского общества: \"Забрать все книгибы да сжечь!\" Просвещение для эпохи Чацкого неотделимо от гражданского воспитания, важнейший его элемент - проповедь свободы.
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6 7