"Время : его герой и антигерой "
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7
бы его вечным скитальцем на чужой земле, человеком без Родины. И тогда - тоска отчаянье е лчность и, что самоестрашное для такого героя - борца и энтузиаста, вынужненная праздность и бездеятельность.
Образ Софьи Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,
- это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку...\" В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Онпредставил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго \"не везло\" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: \" Софья начертана неясно\". И только Гончаров в \"мильонетерзаний\" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
Софья - лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а несоциальной комедии. Она - так же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет еестрасти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В
лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранникникогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайнымлюдям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: \"Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?\" Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: \"Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?\" Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей \"ухаживания\" Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматичных моментов всей пьесы.
Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца , бездушного карьериста Молчалина, но и совершила Герой времени в \"Горе от ума\"
I.
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7