"ИДЕИ СВОБОДЫ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
нии автора своего значения. Так, например, в стихотворении \"Андрей Шенье\" Пушкин утвержда-ет:
Но ты, священная свобода,
Богиня чистая, нет, не виновна ты...
А в стихотворении \"К морю\" поэт пишет про свои чувства к \"свобод-ной жизни\", которая является для него символом вольности: \"Могучей страстью очарован...\" Прощаясь здесь с морем, автор внутренне прощается и с югом, и со своим свободным образом жизни, и с революцией в Греции, и с революционной страстностью \"Кинжала\".
В дальнейшем свобода для Пушкина все более означает свободу творчества, независимость личности. В Михайловском поэт пишет \"Разговор книгопродавца с поэтом\", который опубликовывает как предисловие к изданию первой главы \"Евгения Онегина\". Это стихотворение является декларацией права автора на независимость, на правдивое изображение жизни (\"Поэт казнит, поэт венчает\"). Например, в стихотворении \"Из Пинделюнти\" утверждается: \"никому отчета не давать...\" А в стихотворении \"Поэту\" Пушкин призывает: \"Поэт! Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум...\" В пушкинской лирике вырисовывается идея свободы поэзии от славы, от суеты света. В \"Поэте и толпе\" автор провозглашает:
\"Не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновенья...\" В творчестве Пушкина появляется и идея духовной независимости от власти. По словам литературоведа Федотова, краеугольным камнем пушкинской лирики является личная независимость поэта. И свобода - это уже символ независимости личности. Автор испытывает страдание из-за того, что его мир пытаются заключить в какие-либо рамки, диктуют ему условия. В стихотворении \"Жив, жив Курилка!\", написанном в шутливом тоне, думается, за шуткой пробивается боль автора:
Фу! надоел Курилка журналист!
Как загасить вонючую лучинку?
Как уморить Курилку моего?
Дай мне совет. - Да... плюнуть на него.
Но \"плюнуть\" на пишущую братию было вовсе не легко. В одном из писем к жене Пушкин пишет: \"Без политической свободы жить очень можно, без семейственной неприкосновенности невозможно: каторга не в пример лучше\". Ведь вся его переписка с Натальей Гончаровой читалась цензурой и становилась достоянием общественности (именно у Толстого нашла свое продолжение пушкинская традиция культивирования святыни семейной жизни). По-моему, намекая в письме на каторгу, Пушкин как бы сопоставляет себя, начинающего борьбу за духовную неприкосновенность, и декабристов, которые боролись за политическую свободу. Обращаясь к декабристам в послании \"В Сибирь\", поэт поддерживает друзей в трудную минуту (...\"и свобода вас примет радостно у входа\"). Он не забывает о своих товарищах и вновь обращается к идеям свободы. В \"Арионе\" автор утверждает: \"Я гимны прежние пою...\" Пытаясь взглянуть на себя, на свое творчество в \"Памятнике\", Пушкин подмечает:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4