"ИДЕИ СВОБОДЫ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
м насладимся, кровавой чашей причастимся...\"). По-моему, пушкинское \"кровавой чашей причастимся\" может звучать как предсказание кровавых событий на Сенатской площади, тем более если учесть настроение \"Кинжала\", написанного в этот же период, во время южной ссылки автора. В \"Кинжале\" воспевается \"свободы тайный страж, карающий кинжал\". Он для поэта и \"адский луч\", и \"молния богов\". Но когда \"главой закон поник\" (а он для Пушкина - превыше всего: \"Но вечный выше вас закон\"), то кинжал - это уже не орудие убийства, а \"последний судия позора и обиды\". В \"Кинжале\" Брут показан \"вольнолюбивым\", а Занд именуется \"свободы мученик, избранник роковой\". Думается, что так изображаются не убийцы, а герои. В \"Кинжале\" и в послании \"В. Л. Давыдову\" поэт делает резкий выпад против существующих порядков.
Острое содержание улавливается и в таком небольшом стихотворении, как \"Птичка\", где автор восклицает: \"За что на бога мне роптать, когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!\" Здесь свобода ассоции-руется у Пушкина с образом \"птички\", а в \"Узнике\" - с образом \"орла молодого\". В \"Узнике\", как и во многих других стихотворениях того периода, присутствует мотив узника, беглеца. И это имеет под собой основу: эти лирические произведения писались во время южной ссылки поэта, которую он воспринимал как добровольное бегство из неволи (\"пора, брат, пора! / Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края...\"). Период южной ссылки - это время трагических событий. Восстание в Греции, разгром кишиневской группы и арест Раевского - все это становится предметом постоянных размышлений поэта. Идеи свободы переосмысляются в стихотворении \"Свободы сеятель пустынный...\", где автор приходит к мысли о том, что не все люди готовы понять и принять свободу в полном ее объеме (\"К чему стадам дары свободы?\"), ведь человек всегда должен чем-то ограничиваться во избежание аморальных поступков. В этом стихотворении предсказан весь Достоевский. Здесь идеи свободы получают философское толкование. Видоизменившись, эта идея продолжает свое существование в стихотворении \"Зачем ты послан был, и кто послал тебя?\", где утверждается, что свобода не может быть установлена, пока в мире царит эгоизм и корысть (\"за злато продал брата брат. Рекли безумцы: нет Свободы\"). \"Рекли безумцы: нет Свободы\" - это перефразировка священного текста: \"Несть Бога речет безумец в сердце своем\". Этой перефразировкой автор еще раз подчеркивает, что свобода для него священна. Несмотря на то что поэт отрицает власть народа (в \"Вольности\" он пишет: \"И горе, горе племенам... где иль народу иль царям законом властвовать возможно!\"), вольность не теряет в сознании автора своего значения.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4