Пушкин "Медный всадник" - сочинение "Народность в поэме Пушкина «Медный всадник»"
Страница: [ 1 ] 2 3 4Примером подлинной народности может служить поэма Пушкина «Медный всадник», внутренняя одухотворенность которой идеей державного становления России придает ей художественную силу и «возвышенную простоту». Реальные черты Петербурга овеяны здесь высокой, почти сказочной поэтичностью, поэтикой «белых ночей»:
* Люблю тебя, Петра творенье,
* Люблю твой строгий стройный вид,
* Невы державное теченье,
* Береговой ее гранит,
* Твоих оград узор чугунный,
* Твоих задумчивых ночей
* Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
* Когда я в комнате моей
* Пишу, читаю без лампады,
* И ясны спящие громады
* Пустынных улиц, и светла
* Адмиралтейская игла,
* И не пуская тьму ночную
* На золотые небеса, —
* Одна заря сменить другую
* Спешит, дав ночи полчаса. (7; т. 2, с. 173-174)
Говоря о «возвышенной простоте» стиля, Пушкин замечал: «Надо писать, как в сказке, но не сказку. А не дается!» Иногда и не давалось, а иногда и не разрешалось. Так в своей «Истории Пугачева» Пушкин стремится быть объективно-историчным, но его взгляды не совпадали с официальными оценками, и особенно – Николая I и знати.
При внимательном прочтении в характеристике Пугачева просматриваются как бы два стилистических пласта. За официальной позицией, отраженной в предложенном царем названии «История пугачевского бунта», проступает иная, собственно пушкинская позиция, с которой вырисовываются бездарность, трусость и жестокость военно-чиновничьего аппарата Екатерины II, который действовал «слабо, медленно, ошибочно», а также и сдержанная, скрытая по внешней объективности симпатия к Пугачеву, которая проступает или прорывается в ряде фраз, например: «Суворов с любопытством расспрашивал славного мятежника о его военных действиях и намерениях», «несмотря на разбитие Пугачева, многие узнали уже, сколь был опасен сей предприимчивый и деятельный мятежник».
Почетная, но как бы принудительная работа под надзором царя тяготила Пушкина, тем более, что его собственное критическое отношение к просвещенному аристократическому обществу России, особенно к придворному, значительно усилилось в 30-е годы. Но и раньше это отношение Пушкина к знати было далеко не лицеприятным, о чем свидетельствует хотя бы конец 6 главы «Евгения Онегина», не печатавшийся в основном тексте ряда изданий романа. Лирический герой просит «младое вдохновенье»:
* …Не дай остыть душе поэта
* , Ожесточиться, очерстветь
* И наконец окаменеть
* В мертвящем упоенье света,
* Среди бездушных гордецов,
* Среди блистательных глупцов,
* Среди лукавых, малодушных,
* Шальных, балованных детей,
* Злодеев и смешных и скучных,
* Тупых, навязчивых судей,
* Среди кокеток богомольных,
* Среди холопьев добровольных,
* Среди вседневных модных сцен,
* Учтивых ласковых измен,
* Среди холодных приговоров
* Жестокосердной суеты,
* Среди досадной пустоты
* Расчетов, дум и разговоров,
* В сем омуте, где с вами я
* Купаюсь, милые друзья.
Страница: [ 1 ] 2 3 4