Пушкин "Медный всадник" - сочинение "Народность в поэме Пушкина «Медный всадник»"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4сем омуте, где с вами я
* Купаюсь, милые друзья. (7; т. 2, с. 339-340)
Народность Пушкина в романе «Евгений Онегин» – предмет особого разговора, в котором, впрочем, трудно превзойти В. Белинского с его исчерпывающим анализом социально-энциклопедических, эстетических и других достоинств и особенностей романа (статьи 8-я и 9-я). Он писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии …Здесь вся жизнь, вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы» (2; т. 2, с. 434).
В поздней лирике Пушкина особенно заметна эволюция: от обострения социально-нравственной конфликтности поэта со светским обществом – к высшей философской духовности и даже божественности.
При этом в ряде случаев слово народ, а особенно — и толпа, относятся, конечно, не к народу в полном смысле и объеме понятия, а к придворной знати, аристократии, а также и толпе литературных писак, витий, усердно критиковавших и травивших Пушкина в печати. В этом смысле употреблены эти понятия в сонете «Поэту»:
Поэт! не дорожи любовию народной.
* Восторженных похвал пройдет минутный шум;
* Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
* Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
* …Ты сам свой высший суд;
* Всех строже оценить умеешь ты свой труд…
* Доволен? Так пускай толпа его бранит
* И плюет наалтарь, где твой огонь горит… (7; т. 1, с. 474)
Исследователи не раз отмечали и анализировали конфликт Пушкина с просвещенной современностью, в результате чего можно говорить даже об одиночестве поэта в современном ему обществе, а не печатавшиеся многочисленные заметки Пушкина из его архива показывают довольно болезненное отношение поэта к ряду критических выступлений и к заметному охлаждению к нему «толпы»:
* …толпа глухая,
* Крылатой новизны любовница слепая,
* Надменных баловней меняет каждый день,
* И катятся, стуча с ступени на ступень
* Кумиры их, вчера увенчанные ею. (7; т. 1, с. 528)
Неоднократно возникают в лирике Пушкина мотивы ухода, бегства, прощания и разрыва со светской толпой, обращения к «небесному», к высшей философской духовности.
Сложная эпоха 30-х годов (не пушкинская, а скорее лермонтовская) неоднократно описана и исследована крупнейшими учеными, хотя, может быть, и односторонне — в духе ее реакционности и как бы единичности и исключительности Пушкина: «…и только вольная песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и безмолвия» (А Герцен). Но факт в том, что светское общество и его подпевалы-витии действительно преследовали Пушкина с нарастающей настойчивостью:
* Вновь сердцу моему наносит хладный свет
* Неотразимые обиды.
* Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы,
* Решенья глупости лукавой,
* И шепот зависти, и легкой суеты
* Укор веселый и кровавый (9; т. 3, с. 459)
Выделенный нами оксюморон как нельзя лучше передает не только результат этого гонения, но и предчувствие трагического конца. И тут отчетливо определяется несколько неожиданный, но все же выход лирического героя Пушкина из социальных конфликтов, дрязг, проблем к некоей всеобщей универсальности мировосприятия, к некоторой даже божественности:
* Я возмужал среди печальных бурь,
* И дней моих поток так долго мутный,
* Теперь утих дремотою минутной
* И отразил небесную лазурь.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4