Пушкин "Медный всадник" - сочинение " "Какое дело гиганту до гибели неведомых?""
Страница: [ 1 ] 2 3 4Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине осенью 1833 г. Полностью эта «петербургская повесть» не была
разрешена Николаем I к печати, и лишь ее начало Пушкин напечатал в "Библиотеке для чтения", под названием:
"Петербург. Отрывок из поэмы". Что же не понравилось царю? Изображение Пушкиным его прадеда, сомнительность
основной идеи и слово «истукан» по отношению к императору. Но поэт не зря называет Петра «истуканом», это
слово он отстаивает, затем даже пробует изменить, но бросает исправления, не доведя их до завершения.
Само произведение явилось результатом размышлений Пушкина об историческом значении реформ Петра и развитии
новой, послепетровской России. Поэта волновала мысль о том, что историческое движение приносит в жертву
«маленьких людей» – таких, как герой «Медного всадника» Евгений.
Но первое, что поражает в «Медном всаднике» - это несоответствие между основной идеей поэмы и ее содержанием.
Здесь повествуется о бедном, ничтожном петербургском чиновнике - неумном, неоригинальном человеке, который был
влюблен в Парашу, дочь вдовы. Наводнение1824 года смело их дом: и мать, и Параша погибли. Евгений не перенес
этого несчастия и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, он в безумии прошептал несколько
злых слов в адрес императора, видя в нем виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения
представилось, что Медный всадник разгневался и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько
месяцев безумец умер.
Но с этой несчастной историей любви бедного чиновника связаны некоторые эпизоды, казалось бы вовсе ей не
соответствующие. Прежде всего ей длинное "Вступление", в котором говорится об основании Петром Великим
Петербурга и дан ряд картин, представляющих облик "творения Петра":
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелёными садами
Её покрылись острова…
Затем в самой повести Петр Великий оказывается как бы вторым действующим лицом.
Поэт мало и неохотно говорит о любви Евгения и Параши, но много и с увлечением - о Петре. Преследование
несчастного юноши Медным всадником изображено не как бред сумасшедшего, а как реальность, и, таким образом, в
повесть введен элемент загадочного и сверхъестественного. Это заставило критиков искать в "Медном Всаднике"
какой-то второй, внутренний смысл и расценить образы героев поэмы как неоднозначные. Белинский считал идеей
«Медного всадника» столкновение личности с неизбежным ходом истории, противостояние коллективной,
общественной воли, в лице Петра Великого, и воли личной (в лице Евгения). И прав Пётр, так как за ним стоит
«историческая необходимость». Другие видели в героях выразителей двух сил: язычества и христианства, борющихся
в европейской цивилизации. Для них Петр был представителем личного начала, героизма, а Евгений - начала
безличного, коллективной воли. А третьи, наконец, оценивали Петра как воплощение самодержавия, а "злобный"
шепот Евгения - как мятеж против деспотизма.
Страница: [ 1 ] 2 3 4