"Мнимые и подлинные хозяева жизни - Горький "
Страница: [ 1 ] 2 3
В октябре после утверждения нового социального строя Горький создал произведение, задуманное им около четверти века назад.
10 апреля 1926 года впечатлениями о-произведении \"Дело Артамоновых\" с Горьким поделился М. М. Пришвин. Пришвин сказал, что начало произведения очень хорошее и до середины отлично, но конец неудовлетворителен. К. А. Федин писал, что роман \"несоразмерен\" в частях, что с течением событий они освещаются все менее широко. В центре романа стоит одна фигура - фигура Петра Артамонова. Она на первом плане именно потому, что с наибольшей полнотой воплощает процесс утраты хозяином власти над делом.
Уже Игнат Гордеев в первом эпическом произведении Горького, \"задумываясь и выходя из обычной колеи, чувствовал,что он не хозяин своего дела, а низкий раб его\". Миллионер Н.А. Бугров говорит в горьковском очерке: \"Все мы - рабы дела нашего\". Вот это превращение хозяина \"дела\" в раба его - превращение, в котором выразилась самая суть капиталистического строя жизни и выразился его убыстряющийся упадок, составляет главное содержание характера и судьбы Петра Артамонова.
Касаясь истории падения артамоновского \"рода\", критики замечают начало упадка обычно во втором поколении Артамоновых и резко противопоставляют представителей этого поколения родоначальнику \"дела\". Илья-старший был натурой сильной и целеустремленной. Когда через поколе ние появится новый Илья, похожий характером на деда, он уже не сможет остаться в среде Артамоновых, так как к этому времени их \"дело\" утратит всякое историческое оправдание. Нельзя забывать, что свое прогрессивное дело Илья-старший осуществляет как буржуа, как стяжатель, оставаясь даже для своих детей не столько отцом, сколько \"строгим хозяином\" (таким вспомнит отца Петр, и в этом будет много правды). Уже у Артамонова-старшего возникает тревога за будущее \"дела\", и эта тревога начинает подтачивать его веру в себя. Строительный размах приобретал у него показной характер, Илья \"становился все более хвастливо криклив\", и сама его гибель дала основание Тихону Вялову сказать, что сила хозяина \"хвастовством изошла\". Это не сразу видно, это не лежит на поверхности, но это факт, и очень важный факт: упадок артамоновского \"рода\" начинается с его родоначальника.
Слова Толстого о \"скучающем\" стяжателе помогают увидеть, в чем \"неистовый\" Илья предвосхищает своего вялого и раздвоенного сына Петра. В сущности, эти слова равно относятся к ним обоим - к двум, казалось бы, столь резко различным натурам. Оба они - \"скучающие\", хотя их скука имеет разную остроту и разный характер, - не могут быть захвачены этим делом целиком. Каждый из них \"вдруг - убил\", один - защищая свою жизнь, другой - в припадке злобы против жалкого беспомощного существа (потом он пытается убедить себя в том, что спасал сына от дурного влияния). Оба, хотя опять-таки по-разному, хотят заглушить \"скуку\" разгулом (в \"кошмаре кутежа\" на ярмарке Петр \"почти уверенно\" думал: \"Отец, пожалуй, так же бы колобродил\").
Страница: [ 1 ] 2 3