"Мнимые и подлинные хозяева жизни - Горький "
Страница: 1 [ 2 ] 3
я опять-таки по-разному, хотят заглушить \"скуку\" разгулом (в \"кошмаре кутежа\" на ярмарке Петр \"почти уверенно\" думал: \"Отец, пожалуй, так же бы колобродил\").
Стяжательские, хищнические, \"разбойничьи\"
черты Ильи-старшего готовят и хитрую, азартную \"игру с делом\" Алексея, и раздвоенность Петра (боязнь своего двойника-врага и растущее осознание себя лишь \"невольным зрителем\" жизни - все это получит развитие в итоговой эпопее Горького, в образе буржуазного интеллигента Самгина, пытавшегося спрятаться от бурного хода истории в своем маленьком \"я\"). А эти черты готовят, в свою очередь, окончательный духовный крах, полное моральное банкротство последних Артамоновых.
О Петре не раз говорится, что у него маленькие \"медвежьи\" глаза, но при этом речь идет не о силе его и напористости, а о прямо противоположных качествах: о том, с каким недоверием и затаенным страхом вглядывается он во все и всех. Чем большую тревогу внушает ему \"дело\", тем больше оно кажется ему зверем, и он признается: \"Это неправильно говорится: \"Дело не медведь, в лес не уйдет\". Дело и есть медведь; уходить ему незачем, оно облапило и держит\".
Фигура Тихона Вялова, сначала крестьянина, потом землекопа, потом дворника Артамоновых, - самая сложная в романе,.
Проходящий через все повествование Тихон Вя-лов является самым неприятным и ненавистным человекам для Петра Артамонова.
Критики утверждали, что в Тихоне Горький действительно изобразил вою крестьянскую массу, но изобразил ее неверно, с тем скептицизмом, который был пережитком, его ошибкой 1917-1918 годов.
Наконец, был высказан и такой взгляд на Тихона, что он не только не является представителем массы, но прямо враждебен ей: \"доносит\" хозяину на рабочих и т. д. Но Тихон ни на кого не \"доносит\", поведение его все время отличается как раз исклю чительной прямотой, и нельзя не чувствовать, какой глубокий и подлинно народный характер имеет растущий в нем гнев против мира Артамоновых.
В \"Деле Артамоновых\" приведены в столкновение люди двух типов, прежде всего - Илья Артамонов-старший и Тихон Вялов. Горький заметил в одном из писем, что Вялов - \"видоизмененный тип Платона Каратаева\".
Платон Каратаев перестает быть Платоном Каратаевым: Тихон Вялов утрачивает черты покорности, испытывая все больший гнев против тех, кто строит свое благополучие на угнетении миллионов людей.
Тихон еще не согласен с \"затеями\" революционеров, он еще далек от коллективизма передовых рабочих, ему пока присуща психология \"единоличника\" и пока присуще стремление к \"упрощению\" жизни.
Мог ли думать Лев Толстой, обсуждая,с Горьким замысел его будущего романа, что в романе этом, ярко свидетельствующем о непреходящем значении великой школы толстовского реализма, будет, помимо всего прочего, показан конец \"толстовщины\", конец самой почвы, из которой росли такие учения?
Страница: 1 [ 2 ] 3