"Раздумья о России в творчестве Горького"
Страница: 1 [ 2 ] 3
зведение. Мягки тон и краски. Повесть рождена волнующей мыслью о «малой» России, затерявшейся в пространствах, оторванной от больших центров, о судьбах мещанского сословия, потерявшего «соответствующее званию место».
Окуров с единственным «культурным центром» — домом терпимости — «фелицатиным раишком» — узнаваем по творчеству и других писателей, например Мопассана («Заведение Телье»), Но для Горького обращение к этому грешному мирку только верхний слой раздумий. Постепенно открывает он здесь неординарные натуры. В Окурове есть свои мудрецы (Тиунов), поэты (Де-вушкин), силачи и смельчаки (Бурмистров), красавицы (Глафира) … Но начисто отсутствуют знание, творчество, героизм, любовь. Все это вызывает авторскую печаль: гибнет самобытность людей. Сами окуровцы находятся в состоянии какого-то брожения, смутной неудовлетворенности. А ведут себя странно, алогично, руководствуясь причудливыми представлениями о жизни. Потому и не может «первая голова» городка Тиунов объяснить смысл происходящего. Духовная энергия растрачивается впустую. Зачем же тогда писатель затеял объемную вторую часть — дилогии — повесть «Жизнь Матвея Кожемякина»? Заглавный герой-повествователь ведет летопись города (события первой повести занимают здесь малую долю) с одной целью — рассказать правду, чтоб более никому «не изведать такого горя, кое нас съело».
В 1932 г. Горький назвал устрашающие признаки «окуровщины»: «древний идиотизм», «зоологический индивидуализм слепых», себялюбие, «самость», ячество, зависть, жадность. Многие картины, сохраненные памятью Матвея Кожемякина, не менее ужасны. Навсегда его потрясает трагичная смерть юной красавицы Палаги, выданной против ее воли замуж за старого и жестокого Савелия Кожемякина и забитой ревнивцем-мужем. «Древний идиотизм» такой практики не только привычен, но и узаконен в Окурове. «Летописца» интересует не столько драматические события, сколько их истоки в сонной, «замшелой» душе. Властитель несчастной Палаги чинит расправу над нею с полной уверенностью в необходимости, «разумности» своих действий. Устоявшимися, привычными были низменные побуждения и других «окуровцев». Певчий Ключарев с удовольствием ведет счет подлостям и порокам окружающих, стремится растлить Матвея. Савка наслаждается кровавыми драками, мечтает подсыпать яду отцу и сыну Кожемякиным, завладеть их богатством и Палагой. А могучий, смелый Маклаков бессмысленно растрачивает свою силу, спиваясь, гибнет.
Насилие, вопиющий цинизм, преступные помыслы, стихийные порывы — перемешанные в разных «пропорциях» определяют поведение большинства жителей Окурова. Поэтому Матвей на сетования Тиунова, не умеющего разобраться в происходящем, отвечает: «Я тоже ничего не понимаю». Саморазрушение, самоистязание «окуровцев» не укладывается в сознании свидетеля их темной жизни. Между тем Горький (как и главный герой повести) обратился к истории городка вовсе не только для фиксации уродливых явлений. По крупицам «собирает» Кожемякин яркие мысли, добрые чувства горожан. Прихотливо развивается, исподволь нарастая, эта внутренняя тема произведения.
Страница: 1 [ 2 ] 3