"Горький о развитии интернациональных культурных связей"
Страница: 1 [ 2 ] 3
, 1916). По просьбе Коцюбинского и В. Гнатюка Горький связался с Короленко и Буниным, способствовал тому, чтобы они дали свои произведения для сборника.
Переписка М. Горького с В. Гнатюком — украинским литератором, ученым-этнографом и фольклористом — не ограничивалась вопросами, связанными с изданием сборника. Живо интересуясь культурой украинского народа, Горький большие надежды возлагал на работы Гнатюка. Связь установилась через М. Коцюбинского, который писал Гнатюку в июне 1909 года: «М. Горький очень интересуется нашими песнями и сказками. Прошу Вас, вышлите ему… Ваши этнографические издания» ‘. Вскоре последовало письмо Горького к украинскому ученому: «Получил присланные вами сборники,— искренне благодарю вас за любезнрсть вашу…»2 Вместе с этим письмом Горький прислал Гнатюку свою статью «Разрушение личности», в которой он излагает свои взгляды на народное творчество.
Относясь с большой любовью к прогрессивной украинской культуре, Горький в то же время беспощадно осуждал те явления в ней, которые были связаны с проповедью пессимизма, с опошлением жизни, клеветой на революцию и ее героев и т. п.
Об этом, в частности, свидетельствует его резко отрицательный отзыв о романе В. Винниченко «На весах жизни» в письме к В. Миролюбову от 2 сентября 1911 года.
Так великий пролетарский писатель уже в дооктябрьский период входит в историю русской и мировой литературы как великий интернационалист, поборник дружбы народов и их культур, пламенный пропагандист всего лучшего, прогрессивного, что было в национальных литературах.
Огромный интерес представляют художественные произведения Горького, созданные в десятилетие, предшествовавшее победе Великой Октябрьской революции. В них отражена целая полоса в жизни русского народа на переломе двух исторических эпох. Как и в своих статьях и письмах, Горький выступает в художественных произведениях этих лет и страстным обличителем собственнического мира, реакции, мещанско-индивидуа-листической психологии ренегатствующей интеллигенции, загнивающего буржуазного искусства — и, говоря словами Маяковского, «глашатаем грядущих правд», утверждая веру в победу здоровых начал жизни, революционных сил народа.
Эта вера выражена, в частности, в повести «Лето» (1909), посвященной изображению русской деревни, разбуженной революцией 1905 года. Ставшая самостоятельным произведением, повесть «Лето», как и рассказы «Мордовка» и «Романтик», является фрагментом неосуществленного замысла — романа «Сын», который должен был стать продолжением романа «Мать». Одной из важнейших проблем здесь должна была стать проблема союза города и деревни, поставленная и отчасти решенная уже в первом романе. От этого союза во многом зависела судьба революции в России. Это, видимо, понимали и враги революции, которые в период реакции всячески пытались очернить «мужика», показать его пребывающим в непробудной спячке, изобразить рабом собственнических инстинктов и т. д.
О деревне в эти годы писали многие. Даже один из земских деятелей И.
Страница: 1 [ 2 ] 3