"Реалистические черты прозы Бунина "
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
ет свой век Иванушка, овдовевшая Молодая отдана замуж по прихоти Тихона Красова за нищего, уродливого Дениску. Мрачной картиной их венчания в метельный зимний день завершается повесть.
О судьбе великой страны, о ее бесконечных богатствах и нищей убогости мучительно размышляет Кузьма Красов. \"Чернозем-то какой! Грязь на дорогах — синяя, жирная, зелень деревьев, трав, огородов — темная, густая... Но избы — глиняные, маленькие, с навозными крышами. Возле изб — рассохшиеся водовозки. Вода в них, конечно, с головастиками. Пещерные времена, накажи Бог, пещерные!\"
Кажется, что это не Красов, а сам автор выносит на суд читателя противоречивые свои думы о судьбе России. Но за горькими картинами жизни крестьянской Бунин все время видит глубинную, многовековую историю России, за темными и искалеченными судьбами — огромные, неразбужен-ные силы, таящиеся в русском человеке.
Главный герой Кузьма Красов, безусловно, многим дорог Бунину. Тем не менее писатель не считает его выразителем всех своих взглядов, придавая ему характерные черты “дурновца”. Кузьма сам признается в этом \"родстве\", а на закате дней своих с болью восклицает: \"Думать не умею... Не научен\".
Разобщенность крестьян, их неспособность противостоять повсеместному опустошению деревень вызывали болезненную реакцию Бунина. Но такое состояние обусловлено в повести не \"тайнами\" национальной психологии, а трагическим крепостным прошлым. Глубокое сочувствие автора к \"затоптанному, забитому\" народу ясно различается в \"жестоком\", порой ироничном повествовании.
Бесспорным достоинством \"Деревни\" является правдивое и беспощадное изображение духовной и физической деградации дворян-помещиков. Горестное лирическое сожаление о \"гибели целого сословия\", звучащее в \"Антоновских яблоках\", сменяется в \"Деревне\" трезвой и суровой оценкой дворянского оскудения. Обнищавшие дворяне Дурново, Жихарев, Басов, престарелая княжна Шахова — люди духовно убогие, обреченные самой жизнью на гибель. \"Деревню\" справедливо считается одним из сильнейших произведений русской литературы начала XX века, посвященных изображению жизни крестьянства.
Чуткий художник, Бунин ощущает близость социальных катастроф. Именно поэтому катастрофические события становятся главной темой его произведений 1913-1916 годов. В рассказах предреволюционной поры \"Господин из Сан-Франциско\" и \"Братья\" писатель возвысился до философии обобщенного обвинения неправедного буржуазного мира, показав непрочность, призрачность его благополучия. Оба рассказа пронизывает мысль о неотвратимой его гибели. Видя вокруг себя обилие социального зла, невежества, жестокости, темноты, насилия, став свидетелем кровавых событий на полях мировой войны, Бунин со скорбью и страхом ожидал скорого развала, падения \"великой державы Российской\". Это определило его отношение к революции и дальнейшую эмиграцию во Францию.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4