"ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. БУНИНА"
Страница: [ 1 ] 2 3
«Русским классиком рубежа двух столетий» назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века. Писатель-реалист видел и неминуе¬мое разрушение, и запустение «дворянских гнезд», на¬ступление буржуазных отношений, проникавших в де-ревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно худож¬ник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.
Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия, молодой писа¬тель в таких рассказах, как «Кастрюк», «На чужой стороне», «На хуторе» и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе «На край света» ав¬тор рассказывает о переселении безземельных укра-инских крестьян в далекий Уссурийский край, описы¬вает трагические переживания переселенцев в мо¬мент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков.
Произведения 90-х годов отличаются демократиз¬мом, знанием народной жизни. Происходит знакомство с Чеховым, Горьким. В эти годы Бунин пытает¬ся сочетать реалистические традиции с новыми при¬емами и принципами композиции, близкими к им¬прессионизму (размытая фабула, создание музы¬кального, ритмического рисунка). Так в рассказе «Антоновские яблоки» показаны внешне не связан¬ные эпизоды жизни угасающего патриархально-дво¬рянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым «дворянским гнездам». На страницах возникают чарующие пейзажи, овеянные чувством любви к родине, утверждающие счастье слияния че-ловека с природой.
И все-таки социальные проблемы постоянно при¬сутствуют в его произведениях. Вот бывший никола¬евский солдат Мелитон («Мелитон»), которого прогна¬ли плетьми сквозь строй, потерявший семью. В рас¬сказах «Руда», «Эпитафия», «Новая дорога» встают картины голода, нищеты и разорения деревни.
В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: «Вернулся к тому, к чему вы со¬ветовали вернуться, — к повести о деревне» (рассказ «Деревня»).
Деревенская жизнь дана через восприятия брать¬ев Тихона и Кузьмы Красовых. Кузьма хочет учить¬ся, затем пишет о жизни, о лености русского народа. Тихон — крупный кулак, который беспощадно рас¬правляется с крестьянским волнением. У автора за¬метно сочетание безотрадной картины жизни дерев¬ни с неверием в творческие силы народа. Но он правдиво показывает в «Деревне» косность, гру¬бость, отрицательные, тяжелые стороны деревенско¬го быта, которые были результатом векового угнете¬ния. В этом сила повести. Это отметил Горький: «До¬рог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная скорбь, мучите¬лен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали». «Деревня» — одно из лучших произведений русской прозы начала XX века.
В 1911—1913 гг. Бунин все шире охватывает раз¬личные стороны русской действительности: и вырож¬дение дворянства («Суходол», «Последнее свидание»), и уродливость мещанского быта («Хорошая жизнь», «Чаша жизни»), и тему любви, которая часто бывает пагубной («Игнат», «При дороге»).
Страница: [ 1 ] 2 3