"ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. БУНИНА"
Страница: 1 [ 2 ] 3
дание»), и уродливость мещанского быта («Хорошая жизнь», «Чаша жизни»), и тему любви, которая часто бывает пагубной («Игнат», «При дороге»). В обширном цикле рассказов о крестьянстве («Веселый двор», «Будни», «Жертва» и другие) писатель продолжает тему «Де¬ревни». В повести «Суходол» решительно пересмат¬ривается традиция поэтизации усадебной жизни, пре¬клонение перед красотой угасающих «дворянских гнезд».
Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести «Суходол» сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крес¬тьян, об их страшной вине перед ними. Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах «Братья», «Господин из Сан-Францис¬ко».
Конец плачевный: девушка попадает в дом терпимости, герой кончает жизнь са¬моубийством. Колонизаторы приносят разрушение и смерть.
В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писа¬тель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Евро¬пу на «Атлантиде», роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ни¬чтожно перед смертью. В гостинице на Капри вне¬запно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют на пароход. Бунин по¬казал, что господин из Сан-Франциско («новый чело¬век со старым сердцем», по выражению Бунина) принадлежит к числу тех, которые ценой нищеты и гибели многих тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят дорогие га¬ванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. Только один ка¬питан корабля знает, что это «нанятые влюбленные», за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и любовью (ко¬ридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцы-волын¬щики), они противостоят аморальному и лживому миру сытых.
Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви — единой и непреходящей цен¬ности («Грамматика любви»). Но иногда и любовь несет обреченность и гибель («Сын», «Сны Ганга», «Легкое дыхание»).
После 1917 года Бунин оказался в эмиграции. В Па¬риже он пишет цикл рассказов «Темные аллеи». Особен¬но привлекательны в них женские образы. Любовь — высочайшее счастье, но она бывает недолговечной и не¬прочной, любовь бывает одинокой, заброшенной («Хо¬лодная осень», «Париж», «На чужбине»). Роман «Жизнь Арсеньева» (1924—1928 гг.) написан на автобиографиче¬ском материале.
Героическая война России с фа¬шистской Германией волновала художника, он любил свою родину.
Бунин близок Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали, великолепный пейзажист. В отличие от Куприна Бунин не стремился к острозанимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа. Признанный мастер прозы, Бунин — и выдающимся поэтом. В 80— 90-х годах XIX века любимой темой стихов была при¬рода («Листопад»). Вот образ осени, «тихой вдовой» вступающей в лесные хоромы:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою толпой
Стоит над светлою поляной.
Страница: 1 [ 2 ] 3