"Творчество И.А.Бунина"
Страница: [ 1 ] 2
Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение
раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято
считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от
чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к
вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина
от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и
поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало (\"Антоновские яблоки\").
Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет
(\"Лирник Родион\").
Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое,
романтическое начало ДД в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя
(\"Чаша жизни\"). Бунин ДД фаталист, иррационалист, его произведениям
свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с
концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у
символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви,
смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость
его образов голосами Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями.
Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции.
Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви по Бунину, становятся
вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ \"Сны Чанга\"(1916 г). Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ \"дальних работящих людей\"(немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья:
1. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни;
2. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, т.к. всегда
существует возможность измены;
3. Путь вечной жажды, поиска, в котором, в прочем, по Бунину тоже нет счастья. Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности.
Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.
В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины
многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются с концом, не
желают тревожить своей смертью близких (\"Сверчок\", \"Худая трава\").
Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных
переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом.
Страница: [ 1 ] 2