Булгаков "Собачье сердце" - сочинение "Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления"
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9Булгаков-писатель, как говорят, от бога, златоуст. Удиви-
тельный талант его поражал не только собратьев по перу - Алексея
Толстого, Максима Горького, Максимилиана Волошина, Бориса Пас-
тернака, Александра Фадеева, Леонида Леонова, Александра Солже-
ницина, - но и многих выдающихся деятелей русской культуры, та-
ких,как Константин Станиславский, Василий Качалов, Рубен Симо-
нов, Борис Астафьев, Дмитрий Шостакович, Николай Черкасов, Свя-
тослав Рихтер... Вячеслав Шишков проницательно назвал Булгакова
русским остромыслом и острословом.
Творчество Булгакова - вершинное явление русской художест-
венной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишен-
ного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по
1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей
строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горьким
чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой):
"...западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень
скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драть-
ся, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!"
Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем
занимает тема, которую можно было бы назвать "трагедией русского
народа". Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. "Ди-
кий мы, темный, несчастный народ", - записал он с горечью в сво-
ем дневнике 26 октября 1923 года. Но "несчастье" не пришло к
русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя,
сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих про-
изведениях. Наиболее ярко они запечатлены в статье "Грядущие
перспективы", в повести "Собачье сердце" и в других произведени-
ях.
В своем знаменитом письме "Правительству СССР", написанном в
один из самых драматических, страшных моментов его жизни, его
самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из
главных черт своих сатирических повестей "глубокий скептицизм в
отношении революционного процесса...". Булгаков, вероятно, наи-
более четко, чем кто-либо из его современников, со всей опреде-
ленностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати -
как непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь
Чести, сделал свой выбор - готовность к любым трудностям, кроме
жертвы свободой художественной мысли.
Верность правде, чувство чести и стойческое выполнение свое-
го писательского долга - все это Мастер пронес через всю свою
жизнь.
Как художник слова, Булгаков прежде всего сатирик, хотя его
палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова.
Он смелый сатирик. Его главный принцип - "сатира не терпит ог-
лядки".
Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, его люби-
мейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою -
Мастеру - он придает портретное сходство с Гоголем.
Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Нас-
мешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а
впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый
стиль.
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9