Булгаков "Собачье сердце" - сочинение "Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления"
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9uot; наси-
лия над природой и человеком.
Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит
фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рож-
дества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указыва-
ет на противоестественность происходящего, что это есть антитво-
рение, пародия на Рождество. И по этим признакам можно сказать,
что в "Собачьем сердце" уже просматриваются мотивы последнего и
лучшего произведения Булгакова - романа о дьяволе.
Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика-Шарикова сос-
тавляют основу сюжетной канвы повести. Создавая образ Шарика,
автор безусловно использовал литературную традицию. И здесь ав-
тор идет вслед своему учителю Гоголю, его "Запискам сумасшедше-
го", где в одной из глав человек показан с собачьей точки зрения
и где говорится: "Собаки - народ умный". Близок автору великий
немецкий романтик Эрнест Гофман с его котом Мурром и умными
говорящими собаками.
Основа повествования - внутренний монолог Шарика, вечно го-
лодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему
оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЕПа
с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясниц-
кой "с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят
собак", "где играли на гармошке и пахло сосисками".
Весь продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблю-
дает жизнь улицы, делает умозаключения: "Дворники из всех проле-
тариев самая гнусная мразь". "Повар попадается разный. Например,
- покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас."
Он сочувствует бедной барышне - машинистке, замерзшей, "бе-
гущей в подворотню в любовниковых фельдеперсовых чулках." "Ей и
на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в
столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек зав-
хоз украл...". В своих мыслях - представлениях Шарик противопос-
тавляет бедной девушке образ торжествующего хама - нового хозяи-
на жизни: "Я теперь председатель, и сколько не накраду - все на
женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо." "Жаль мне ее,
жаль. А самого себя мне еще больше жаль,"- сетует Шарик.
Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает:
"он умственного труда человек..." "этот не станет пинать ногой".
И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Начи-
нает звучать одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова
- тема Дома как средоточия человеческой жизни. Большевики изнич-
тожили Дом как основу семьи, как основу общества. Обжитому, теп-
лому, казалось, вечно прекрасному дому Турбиных ("Дни Турбиных")
писатель противопоставляет распадную Зойкину квартиру (комедия
"Зойкина квартира"), где идет яростная борьба за жилплощадь, за
квадратные метры. Может быть, поэтому в булгаковских повестях и
пьесах устойчивая сатирическая фигура - председатель домкома? В
"Зойкиной квартире" это Портупея, достоинство которого в том,
что он "в университете не был", в "Собачьем сердце" он называет-
ся Швондером, в "Иване Васильевиче" - Буншей, в "Мастере и Мар-
гарите" - Босых.
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9