"Иван Алексеевич Бунин (1870-1953 г.)"
Страница: [ 1 ] 2 3
\"Русским классиком рубежа двух столетий\" назвал Бунина К. Федин, выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века.
Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение \"дворянских гнезд\", наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души. Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия, молодой писатель в таких рассказах, как \"Кастрюк\", \"На чужой стороне\", \"На хуторе\" и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе \"На край света\" /1894 г./ автор рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков. Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни.
Происходит знакомство с Чеховым, Горьким.
В-эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму /размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка/. Так в рассказе \"Антоновские яблоки\" /1900 г./ показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым \"дворянским гнездам\". На страницах возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждающее счастье слияния человека с природой.
И все-таки социальные проблемы не исчезают в его произведениях. Вот бывший николаевский солдат Мелитон /\"Мелитон\"/, которого прогнали плетьми \"сквозь строй\", потерявший семью. В рассказах \"Руда\", \"Эпитафия\", \"Новая дорога\" встают картины голода, нищеты и разорения деревни. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план, на первый план выходят \"вечные темы\": величие жизни и смерти, неувядающая красота природы /\"Туман\", \"Тишина\"/. По этому поводу /\"О листопаде\"/. Горький писал: \"Люблю я отдыхать душою на том красивом, в котором вложено вечное, хотя и не приятного мне возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня, чем я по преимуществу живу...\"
В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: \"Вернулся к тому, к чему вы советовали вернуться, - к повести о деревне /рассказ \"Деревня\"/. Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы \"расовых. Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености русского народа. Тихон - крупный кулак, беспощадно расправляется с крестьянским волнением.
Страница: [ 1 ] 2 3