"КРЕСТЬЯНСТВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. М. ШУКШИНА"
Страница: [ 1 ] 2
В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В России издревле крестьянство занимало главную роль в истории: не по силе власти (наоборот, крестьяне были самыми бесправными), а по духу — крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории. Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Среди авторов современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают В. П. Астафьев («Царь-рыба», «Пастух и пастушка»), В. Г. Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матерой»), В. М. Шукшин («Сельские жители», «Любавины», «Я пришел дать вам волю»). Василий Макарович Шукшин занимает особое место в ряду писателей, освещающих проблемы деревни. Шукшин родился в 1929 году в селе Сростки Алтайского края. Благодаря своей малой родине Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. Став уже вполне зрелым молодым человеком, Шукшин отправляется в центр России. В 1958 году он дебютирует в кино («Два Федора»), а также в литературе («Рассказ в телеге»). В 1963 году Шукшин выпускает свой первый сборник «Сельские жители». А в 1964 году его фильм «Живет такой парень» удостаивается главной премии на фестивале в Венеции. К Шукшину приходит всемирная известность. Но он не останавливается на достигнутом. Следуют годы напряженной и кропотливой работы: в 1965 году выходит его роман «Любавины». Как говорил сам Шукшин, его интересовала одна тема — судьба русского крестьянства. Он сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставил нас потрясенно спросить: «Что с нами происходит?»
Материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Шукшин признавался: «Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа».
У них обостренная реакция на унижение человека человеком, которая приобретает самые различные формы и приводит иногда к самым неожиданным результатам. Обожгла боль измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца («Беспалый»). Оскорбил очкарика в магазине хам-продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель («А поутру они проснулись...»). В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой («Сураз», «Жена мужа в Париж провожала»). Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев, но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. Шукшинский герой, сталкиваясь с «узколобым гориллой», может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту, и сам Шукшин может сказать: «Тут надо сразу бить табуреткой по голове — единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо» («Боря»). Это чисто шукшинская коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они — это они. Столкновения героев Шукшина становятся драматичными для них самих.
Страница: [ 1 ] 2