" Хаос и космос в лирике Тютчева"
Страница: [ 1 ] 2 3 4
Прежде чем приступить к рассмотрению непосредственной
темы работы, необходимо установить, в каком смысле понимать
слова хаос и космос в отношении поэзии Тютчева. Хаос,
понятие окончательно оформившееся в древнегреческой
философии - это трагический образ космического
первоединства, начало и конец всего, вечная смерть всего
живого и одновременно принцип и источник всякого развития,он
неупорядочен, всемогущ и безлик. Космос же - это мироздание,
понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в
соответствии с определенным законом вселенная, живое,
разумное существо, вместилище космического ума, души, тела.
Здесь же мы коснемся вопроса, связанного с
определением поэзии Тютчева как философской лирики. Ведь
если мы говорим о выражении в поэзии таких философских
понятий как хаос и космос, то она становится сродни
философии, но не может стать самой философией. Однако, в
лирике поэт выражает своеобразие своего художественного
переживания не только в невыразимом колорите своего
творчества, но и в характере подбора и формирования
определенного материала, или "нуждается в извлечении из мира
всего соответствующего своей натуре". Если этот материал
пересекается с тематикой философских проблем, то уже можно
говорить о философской лирике. Но,в философии и поэзии
различается в первую очередь способ использования языка. В
философском поэтическом произведении имеется не развитие
мысли, не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а ее
означение, декларирование философемы, которая живоописуется
- 2 -
словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в
переживании, в эмоциональных, художественных, "ощутительных"
образах. Содержание бытия открывается непосредственно через
образы. Естественно, что без дарования поэта рифмованные
строчки не будут представлять собой истинного
художественного произведения.
Тютчев был поэтом, в творчестве которого соединились
"величайшая яркость и обрисованность объективно-эпического
момента поэзии, ее идейного содержания, с исключительной
силой и богатством ее лирико-музыкального элемента". Первая
черта лирических произведений Тютчева - всеобщее предметное
чувство, носящее космический характер. Это чувство носит
объективный и реалистический характер. Поэт мог бы
ощущать все явления предметного мира в себе, полагать, что
природа откликается на его настроения. Тютчев же чувствовал
себя в мире, для него все чувства и настроения - проявления
космического бытия как такового. Целостная жизнь, физические
явления воспринималась им как жизнь самой природы, самих
вещей, космоса, "как состояние и действие живой души".
Природа есть для него сама по себе комплекс живых
страстей,сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, который
послушен воли художника:
Не то, что мните вы, природа -
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
в ней есть любовь, в ней есть язык.
Страница: [ 1 ] 2 3 4