Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение " Хаос и космос в лирике Тютчева"

" Хаос и космос в лирике Тютчева"

Тютчев - все сочинения

Страница: 1  [ 2 ]  3  4  

в ней есть любовь, в ней есть язык.

Даже там, где основная тема произведения - явления

- 3 -

личной внутренней жизни, они представляются поэту

проявлением жизни и чувств всего космоса. Душевная жизнь

ощущается им как область, входящая в порядок объективного

бытия и подчиненная космосу, "внешний свет природы

становится внутренним светом разума и сознания". У Тютчева

душа "бьется на пороге как бы двойного бытия", порыв радости

представляется как проникновение стихии в душу человека

("как бы эфирною струею по жилам небо потекло"), старческая

любовь есть вечерняя заря на потухшем небе, страстное

томление девушки - рождающееся сгущение атмосферы перед

грозой, а слезы - "капли дождевые зачинающей грозы". Это не

просто образы, а восприятие их подлинно космической природы,

то что было названо Франком "космизацией души"- перенесение

в личную жизнь категорий космического порядка.

Следует подчеркнуть, что предметное чувство поэта

направлено на природу как целое, и каждое проявление жизни

для него есть символ великого и невыразимого целиком

космического единого, некого "иного" - космоса в философском

смысле этого слова. Поэзия Тютчева делает конкретные

впечатления жизни в ее целом предметом восприятия,

художественным центром, вокруг которого расположены частные

поэтические идеи. Здесь - своеобразная художественная

"религиозная философия", проявляющаяся в общности и вечности

ее тем - времена года, день и ночь, свет и тьма,

любовь,море, душа, - все это у Тютчева предмет

художественного описания в своей общей, стихийной природе.

Даже отдельные переживания связываются с общим, вскрывается

космическая сторона жизни. Это может достигаться как прямым

указанием на присутствие высших сил (здесь гроза -

- 4 -

проявление демонических сил):

Одне зарницы огневые

Воспламеняясь чередой,

Как демоны глухонемые

Ведут беседу меж собой.

либо посредством эпитетов, зачастую пародоксальных -

"звучные волны ночи,гремящая тьма, поющие деревья" и т.п.,

которые у Тютчева представляют собой "приемы классификации

явлений, превращение разрозненных моментов в необходимые,

внутренне согласованные обнаружения проявлений вечных начал

космоса".

Осознание в творчестве всего как единого и признание в

видимом духовного начала означает пантеизм. Однако, само

конкретное содержание жизни космоса мыслимо лишь на основе

многообразия, и в лирике Тютчева необходимо присутствуют

мотивы двойственного порядка. Действительно, при обращению к

всей его поэзии мы ясно видим как эта двойственность

пронизывает все ее содержание. Наиболее яркий пример -

стихотворение "День и ночь":

.............................

День - сей блистательный покров -

День - земнородных оживление,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов.

Но меркнет день, насталаночь,-

Пришла - и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Собрав, отбрасывает прочь.


Страница: 1  [ 2 ]  3  4  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz