" Хаос и космос в лирике Тютчева"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
в ней есть любовь, в ней есть язык.
Даже там, где основная тема произведения - явления
- 3 -
личной внутренней жизни, они представляются поэту
проявлением жизни и чувств всего космоса. Душевная жизнь
ощущается им как область, входящая в порядок объективного
бытия и подчиненная космосу, "внешний свет природы
становится внутренним светом разума и сознания". У Тютчева
душа "бьется на пороге как бы двойного бытия", порыв радости
представляется как проникновение стихии в душу человека
("как бы эфирною струею по жилам небо потекло"), старческая
любовь есть вечерняя заря на потухшем небе, страстное
томление девушки - рождающееся сгущение атмосферы перед
грозой, а слезы - "капли дождевые зачинающей грозы". Это не
просто образы, а восприятие их подлинно космической природы,
то что было названо Франком "космизацией души"- перенесение
в личную жизнь категорий космического порядка.
Следует подчеркнуть, что предметное чувство поэта
направлено на природу как целое, и каждое проявление жизни
для него есть символ великого и невыразимого целиком
космического единого, некого "иного" - космоса в философском
смысле этого слова. Поэзия Тютчева делает конкретные
впечатления жизни в ее целом предметом восприятия,
художественным центром, вокруг которого расположены частные
поэтические идеи. Здесь - своеобразная художественная
"религиозная философия", проявляющаяся в общности и вечности
ее тем - времена года, день и ночь, свет и тьма,
любовь,море, душа, - все это у Тютчева предмет
художественного описания в своей общей, стихийной природе.
Даже отдельные переживания связываются с общим, вскрывается
космическая сторона жизни. Это может достигаться как прямым
указанием на присутствие высших сил (здесь гроза -
- 4 -
проявление демонических сил):
Одне зарницы огневые
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые
Ведут беседу меж собой.
либо посредством эпитетов, зачастую пародоксальных -
"звучные волны ночи,гремящая тьма, поющие деревья" и т.п.,
которые у Тютчева представляют собой "приемы классификации
явлений, превращение разрозненных моментов в необходимые,
внутренне согласованные обнаружения проявлений вечных начал
космоса".
Осознание в творчестве всего как единого и признание в
видимом духовного начала означает пантеизм. Однако, само
конкретное содержание жизни космоса мыслимо лишь на основе
многообразия, и в лирике Тютчева необходимо присутствуют
мотивы двойственного порядка. Действительно, при обращению к
всей его поэзии мы ясно видим как эта двойственность
пронизывает все ее содержание. Наиболее яркий пример -
стихотворение "День и ночь":
.............................
День - сей блистательный покров -
День - земнородных оживление,
Души болящей исцеленье,
Друг человека и богов.
Но меркнет день, насталаночь,-
Пришла - и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Собрав, отбрасывает прочь.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4