"Романтика городской прозы (по произведениям Ю.В.Трифонова) "
Страница: [ 1 ] 2
В русском языке нет, пожалуй, более загадочного многомерного и непонятного слова, чем быт! Быт — это будни, какая-то домашняя повседневность, семейная жизнь. Отношения мужа и жены, родителей и детей, родственников дальних и близких друг другу. И рождение человека, и смерть стариков, и болезни, и свадьбы — тоже быт. И взаимоотношения друзей, товарищей по работе, любовь, ссоры, ревность, зависть — все это тоже быт, но ведь из этого и состоит жизнь!
Повести «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом па набережной» принесли писателю широкую известность среди читателей и почти полное непонимание у критиков. Трифонова упрекали за то, что в его новых произведениях не было крупных личностей, что конфликты строились на бытовых, житейских, а не широкомасштабных ситуациях.
Зрелый талант Ю.Трифонова проявился в «московский повестях». Здесь нет острейших общественно-идеологических столкновений, как в «Студентах», нет эпических описаний, как в «Утолении жажды».
Действие в повестях Ю.Трифонова происходит в обычных московских квартирах и заурядных дачных владениях. В его персонажах — инженерах, научных сотрудниках, преподавателях, актрисах, ученых, даже писателях — читатель безошибочно угадывает себя. Его проза, утверждал автор, «не про каких-то мещан, а про нас с вами», про рядовых горожан.
Трифонова интересуют герои ищущие, эволюционирующие, по-своему тонкие. С ними связаны проблемы, всегда стоявшие перед русской литературой и особенно проявившиеся в наши дни: нравственная свобода человека перед лицом обстоятельств.
В «московских повестях» в качестве таких обстоятельств выступают мелочи быта, что, как не трудно заметить, роднит К).Трифонова с любимым им писателем А.Чеховым.
Рассмотрим, к примеру, героя кшюповестп Бесконечные игры» Олега Серикова. Это, на первый взгляд, самый обыкновенный, немного замкнутый и стеснительный человек.
Он способен на поступок, который впоследствии переворачивает всю его жизнь. Олег спасает двухлетнего ребенка, на глазах у изумленных прохожих он забирается по водосточной трубе на 3-й этаж, ©2001-2005 Алл С о ч.Р У проникая в комнату к малышу. Об этом никто и никогда бы не узнал, не окажись поблизости давняя знакомая Олега — Маша. Девушка, открыв для себя новые, неожиданные качества Серикова, меняет свое прежнее к нему отношение. Молодые люди начинают встречаться. Окружающий мир для главного героя меняет свои краски, каждое слово приобретает новый, загадочный смысл. Настроение, однако, омрачает долгая очередь на квартиру, сложные перипетии на работе. Близко к сердцу Олег принимает увольнение Лужанского, проработавшего в редакции 42 года. Он чувствует свою косвенную вину. Девятилетний сын Олега, не без влияния матери, не признает отца. Эти неприятные жизненные коллизии и непрекращающиеся неудачи, перемежающиеся редкими проблесками счастья, и создают жизнь, тот самый быт! «Когда же кончатся эти бесконечные игры?» Эта коронная фраза, этот риторический вопрос звучит в повести,заставляя нас произнести: «Никогда!»
Прозу Трифонова отличает единство и некая общность.
Страница: [ 1 ] 2