"Романтика городской прозы (по произведениям Ю.В.Трифонова) "
Страница: 1 [ 2 ]
заставляя нас произнести: «Никогда!»
Прозу Трифонова отличает единство и некая общность. Например, тема обмена проходит через все вещи Трифонова, вплоть до «Старика».
В романе «Время и место» законспектирована вся проза — от «Студентов» до «Обмена», «Долгого прощания», «Предварительных итогов» и «Дома на набережной». «Меня интересуют не горизонтали прозы, а ее вертикали», — замечал Трифонов.
Итак, единство.
К какому бы материалу ни обращался автор, будь то современность, время гражданской войны, 30-е годы XX века или 70-е XIX, перед ним стояла прежде всего проблема взаимоотношения личности и общества, а значит, их взаимной ответственности.
Трифонов воспринимал современную действительность как эпоху и настойчиво искал причину изменения общественного сознания, протягивая нить все дальше и дальше — в глубь времен. В то время как «деревенская» проза искала свои корни и истоки, Трифонов тоже искал свою «почву». «Моя почва — это все, чем Россия перестрадала!» — под этими словами своего героя мог подписаться и сам Трифонов. Действительно, это была его почва, в судьбе и страданиях страны складывалась его судьба.
На Трифонова, как и на других писателей, как и на весь литературный процесс в целом, конечно же, влияло время. Но он в своем творчестве не просто честно и правдиво отражал те или иные факты нашего времени, нашей действительности, а стремился докопаться до причин этих фактов. Социальный историзм есть принципиальное качество его прозы: я полагаю, что повесть «Дом на набережной» не менее исторична, чем роман «Нетерпение», написанный на историческом материале.
Трифонов, который пытался в самом начале своего пути предложить более чем благоприятный — парадный портрет, так сказать, мифологизировать время, постепенно приходит к исследовательскому реализму с его жестким антиромантизмом. Но при этом безыллюзорном характере его прозы она, бесспорно, поэтична.
Страница: 1 [ 2 ]