"Алексей Николаевич Толстой (1883—1945)"
Страница: [ 1 ] 2 3
Писатель широкого диапазона, Алексей Николаевич Толстой оставил глубокий след в литературе как прозаик, драматург, публицист. Его творческая судьба еще раз убеждает в том, насколько благотворно влияние коммунистических идей на подлинное искусство. А. Н. Толстой начал литературную деятельность до Октября, но вершины художественной зрелости достиг только после революции.
Художник «большого, ценного, веселого таланта», по определению Горького, А. Н. Толстой не только писал специально для детей, но неоднократно делился своими мыслями о задачах детской литературы, ее роли в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Он считал, что особенностью восприятия ребенка являются «пытливость и стремление к правде». А. Н. Толстой призывал писателей воспитывать в ребенке любовь к Родине, «эмоции добра», здоровую творческую фантазию.
Детство писателя прошло в Самарской губернии, вдали от города, на хуторе отчима А. А. Бострома, человека прогрессивного. Мать А. Н. Толстого была известной детской писательницей и сумела привить сыну любовь к литературе. Любимыми писателями в семье были Гоголь, Жуковский, А. К. Толстой и особенно Некрасов. «У мамы и отчима любимой книгой был Некрасов. Они плакали над «Русскими женщинами» и не могли начитаться поэмой «Кому на Руси жить хорошо»,— писал А. Н. Толстой. Писатель много раз вспоминал позже о том, что впечатления детства, в котором «фантазия и действительность мало чем разделялись», оставили неизгладимый след в его творчестве. Жизнь в деревне, где А. Н. Толстой пробыл до 13 лет, и затем в Самаре, куда он приехал поступать в реальное училище, дала ему богатый материал, с одной стороны, для наблюдений над бытом и нравами разоряющихся помещиков, «чудаков», а с другой — приблизила писателя к народу, к природе и воспитала чувство любви к Родине.
Литературная деятельность А. Н. Толстого началась в сложной исторической обстановке. Это были годы столыпинской реакции, которые вызвали усиление декадентства в искусстве. Период юношеского увлечения символизмом был недолгим: индивидуализм и мистика декадентской литературы оказались враждебны писателю. Любовь к Родине привела его в стан писателей новой России, диктуя и на чужбине произведения, полные тоски по Отчизне, «памяти детства» («Сестры», «Аэлита», «Детство Никиты»).
А. Н. Толстой внес вклад и в развитие теории детской литературы. Свои мысли он обобщил в докладе «Книга — детям», который был опубликован в 1943 году. «Детская книга должна быть доброй книгой, учить благородству и чувству чести. Книга должна углубить в ребенке любовь к Родине, она должна питать и развивать все наши национальные особенности»,— говорил он, обращаясь к детским писателям. Это было в период Великой Отечественной войны, и основной пафос размышлений писателя о детской литературе заключался в призыве создать для детей подлинно патриотические произведения, которые будут формировать настоящих граждан. Творчество А. Н. Толстого для детей соответствует этому требованию и до сих пор оказывает огромное воспитательное воздействие на юное поколение.
Страница: [ 1 ] 2 3