"Серафимович Александр: А. С. Попов"
Страница: [ 1 ] 2 3
Творчество выдающегося писателя Александра Серафимовича — наглядное свидетельство того, как плодотворна для искусства прочная связь с народом. Произведения Серафимовича отличаются глубокой народностью и подлинным гуманизмом. Писатель воспел революционное пробуждение пролетариата и его подвиг в 1905 году. Он был соратником Горького в борьбе за революционную литературу в годы реакции. Он стал одним из зачинателей литературы.
Александр Серафимович Попов — будущий писатель Серафимович — родился на Дону в станице Нижне-Курмоярской в семье полкового казначея. Позже Поповы переезжают в Усть-Медведицкую (теперь город Серафимович). Закончив гимназию, Александр поступает на физико-математический факультет Петербургского университета, где становится участником кружка революционно настроенных студентов, сближается с Александром Ульяновым и его соратниками по борьбе. Среди них были и земляки писателя. Более того, один из участников покушения на Александра III (оно, как известно, не удалось) Орест Говорухин учился вместе с Поповым в усть-медведицкой гимназии и входил в организованный последним революционный кружок. После ареста группы Ульянова Попов написал прокламацию, разъяснявшую смысл событий, за что был сослан в городок Мезень Архангельской губернии. Здесь и началась литературная биография Серафимовича. В Мезени были написаны его первые рассказы: «На льдине», «В тундре» (в позднейших публикациях—«Снежная пустыня»), «На плотах», высоко оцененные Г. Успенским и В. Короленко, которых Серафимович чтил как своих литературных учителей.
В ранних рассказах писатель изображает тяжелую жизнь тружеников Севера —• поморов: рыбаков, охотников, сплавщиков леса; показывает ужасы подневольного труда, нищету, которая доводит человека до крайнего отчаяния, часто — до гибели. Действие в «северных» рассказах Серафимовича происходит на фоне мрачной природы Заполярья, рождающей чувство тревоги за людей. Таков и первый рассказ «На льдине» (1887). Нужда и кабальная зависимость от кулака загнали помора Сороку на далекую льдину. Промысел сопряжен с большим риском. Опасности, подстерегающие помора на каждом шагу, воспитывают в нем волю, мужество, силу и ловкость. Однако писатель подчеркивает безвыходность положения бедняка, его бессилие не в борьбе с природой, а в конфликте с социальными условиями.
Верный правде жизни, Серафимович показывает, что капитализм нередко развращает людей труда, прививая им собственнические чувства. Тот же Сорока не погнушался обмануть другого бедняка: он споил самоеда и «задарма» забрал у него оленей. А герой рассказа «На плотах» Кузьма разводил плоты у таких же горемык, как и сам, чтоб больше заработать.
Собственнические чувства, как показывает писатель, проявляются порой в жестокой форме. С большой художественной силой это изображено в рассказе «Месть» (1898).
Позже Серафимович покажет, что волчьим законам капитализма противостоит высокая мораль трудового народа. На начальном же этапе творчества на первый план он выдвигал случаи проявления темных сторон психологии массы, изображал тружеников преимущественно как людей, искалеченных нищетой, согбенных под тяжестью труда.
Страница: [ 1 ] 2 3