"Серафимович Александр: А. С. Попов"
Страница: 1 [ 2 ] 3
л случаи проявления темных сторон психологии массы, изображал тружеников преимущественно как людей, искалеченных нищетой, согбенных под тяжестью труда.
В 1890 году писателю разрешили вернуться на родину, где он живет под надзором полиции. Он много ездит по родному краю, бывает на заводах и шахтах Донбасса, Мариуполя, Харькова, Ростова, Луганска, знакомится с жизнью русских и украинских крестьян. С декабря 1896 по январь 1898 года писатель жил в Мариуполе (теперь г. Жданов) в качестве корреспондента ростовской газеты «Приазовский край». Мариупольские впечатления легли в основу многих произведений, написанных не только в те годы («Прогулка», «Месть», цикл очерков и корреспонденции «Мариупольские картинки»), но и 10—20 лет спустя («Ветер»).
Летом 1902 года Серафимович переезжает в Москву, завязывает широкие литературные знакомства, входит в объединение демократических писателей «Среда», печатается в издательстве «Знание». Начинается новый этап в его творчестве. Знаменательным событием в жизни Серафимовича была его встреча с Горьким осенью 1902 года. Беседы с великим писателем помогли еще глубже постигнуть смысл событий и роль литературы в общественной жизни и борьбе. Горький оказывал Серафимовичу непосредственную помощь в подготовке к печати сборника его рассказов, помогал ему конкретными советами. В своих воспоминаниях Серафимович воспроизводит отзыв Горького о рассказе «Маленький шахтер»:
* «Алексею Максимовичу рассказ понравился.— Хорошо! — сказал он, нажимая на «о». Да вдруг поднялся во весь рост, протянул руку и проговорил взволнованно:— Вы не забывайте: шахтеры — ведь это же рабочие! Они ведь создают все, что кругом. У вас они только бедненькие, забитые,— жалко их… А ведь это не вся правда. Шахты-то кто попрорыл? Кто взрывал каменные неприступные пласты?.. Вот у вас этот мальчонок,— ну жалко его, конечно. Но вырастет, он же настоящий потомственный шахтер будет! Перед ним земля-то, недра раздвигаться будут. Это вот, знаете, забываем мы все… А надо помнить. А раз помнить, значит и изображать».
На события революции 1905 года Серафимович откликнулся произведениями, в которых пролетариат выступает уже как сознательный борец за лучшую жизнь. Теперь писатель не только обличает несправедливость в мире капитала, в его творчестве звучит и пафос утверждения. Герои рассказа «Похоронный марш» (1906) понимают, что они, рабочие, —страшная сила для врагов: «Не руки наши страшны врагам — страшно наше прозрение, страшны горячие сердца, бьющиеся неутолимой жаждой свободы!»
Уже через месяц после прибытия на фронт Серафимович начинает печатать цикл очерков «В Галиции», в которых рассказывает о страданиях раненых, лишенных медицинской помощи в результате «преступной постановки» санитарного и врачебного дела на фронте. С большим волнением пишет он о судьбе о крестьянства, попавшего в самое пекло войны. Попутно писатель говорит о трагическом положении всего украинского населения в западных областях, испытавшего социальный и национальный гнет в условиях Австро-Венгерской империи, с уважением пишет о мужественной борьбе украинцев за свою национальную культуру и язык, о том, что «подрастающая молодежь не только внутренне чувствует себя независимо, но и внешне держит себя с достоинством.
Страница: 1 [ 2 ] 3