"Нравственный и художественный поиск современной литературы"
Страница: [ 1 ] 2 3
Современная литература достойно продолжает традиции классики.
В. Белов, подобно Л. Толстому, любовно выписывает все детали. У писателя чувствуется явное любование ушедшим, которое, как считает писатель, восстановить можно, но при г огромном напряжении сил. Для этого надо быть в ладу с природой и самим собой.
“Плотницкие рассказы” — характерное произведение для всех “деревенщиков”. Олеша и Авинер — два старика. Олеша живет по Божеским законам, в награду ему за это — розовая лысина. Авинер выбился в деревенские начальники, когда колокол сбросил с церкви, да еще малую нужду оттуда справил. Конечно, он годился в начальники. Авинер всегда умел показать себя приверженцем новых идей. У Олеши даже нет пенсии, а у Авинера — персональная. Для Белова это вечный конфликт нравственного и бесовского.
В. Распутин продолжает эту тему. Его мужики и бабы живут теми естественными ценностями, которые мы сейчас теряем. Для писателя важен не социальный, а нравственный конфликт.
В повести “Последний срок” сюжет предельно прост, но идеи важные. Анна созывает дочерей, якобы на похороны. При встрече для автора завязывается все, хотя внешне ничего не происходит. Все вспоминают детство, ждут Танчару (Татьяну). Через два дня дети разъезжаются, а Анна умирает.
Анна жила так, как жили до нее многие поколения, ее бабка, мать. Это жизнь в ладу с миром и собой. Анна приходит к выводу, что не зря прожила жизнь. Есть от кого (от детей) уйти и к кому. Себя Анна судит по самой высокой мерке. За Танчару она судит себя. Чтобы выкормить дочь, мать воровала молоко. Теперь, думает Анна, дочь расплачивается за грехи матери. Программным произведением писателя становится “Прощание с Матерой”. Молодым непонятно, за что цепляются старики. Дарья, перед тем как уйти, обряжает избу, как покойника. А вскоре родные избы полыхнут. Этот огонь станет символом для Распутина, который он доведет до высшей точки в повести “Пожар”. Горят орсовские склады. “Только окружающие не тушат его, а тащат все, что могут. Это не люди, а архаровцы, перекати-поле, которые за деньги все “сделают, кого и что хочешь погубят: будут сажать деревья или рубить их, ради премии. Эти герои живут одним днем с психологией: “После нас хоть потоп”. Это временщики без корней.
Дарья прощается с домом, который отец строил, где она детей рожала, счастлива была с мужем. А вокруг уже топоры ударили, не пощадили кладбищенских крестов.
Белов и Распутин — писатели-“деревенщики” с близкой философией. А выводы делают разные. Белов корни зла видит в пришлых инородцах, жидах. Распутин винит горожан-чиновников, которым все безразлично, они иваны, не помнящие родства. Это страшно: если сегодня ты разоряешь кладбище, то завтра убьешь старика.
В. Астафьев же видит корень зла в советской системе, которая исковеркала человека. В повести “Царь-рыба” появляется герой Гога, он горожанин, который из фронтовой награды старика сделает блесну для ловли рыбы. Гога Герцев (намек на Герцена) — это символсоветской системы, уничтожающей душу человека.
Страница: [ 1 ] 2 3