"Нравственный и художественный поиск современной литературы"
Страница: 1 [ 2 ] 3
советской системы, уничтожающей душу человека. В рассказе “Людочка” простую деревенскую девушку уничтожили, надругавшись над ней. Отчим мстит обидчикам. Добро якобы торжествует. Но добро не нравственное, а лишь физическое. В “Печальном детективе” тетка Шапа жалеет своих обидчиков.
Город для Астафьева — корень зла. “Надежда на то, что человеческое в человеке пробьется”. Но общество ко всему равнодушно, никто никого не жалеет. “Деревенщики” приходят к выводу, что мир разрушен, душа осталась только в стариках и старухах, а дети уже все утеряли. “Деревенщики” предлагают военно-патриотическое принудительное воспитание. Они говорят, что с приходом цивилизации мы утеряли что-то важное, древние корни, естественную жизнь.
Туман окутал Матеру, только листвень виден. Что это — крест на могиле или маяк надежды? Это трагедия великого разлада прошлого и настоящего, отрыва от корней, от естественной жизни. Когда разрешится эта трагедия?
В современной прозе В. Маканина, Т. Толстой, В. Ерофеева, Л. Петрушевской появился новый герой — не подлец, не мертвец, но и не “луч света в темном царстве”, а обычный человек. Эти писатели на мир смотрят по-другому. Их прозу называют “другая”. Они провозгласили, что отказываются от догмата идеологии, от всего, что составляло идеалы литературы XIX века, ибо ее гуманизм погиб в печах Освенцима и ГУЛАГа. У “другой” прозы есть несколько характерных черт: она оппозиционна ко всему официальному, иронична и пародийна.
В повести Пьецуха “Новая московская психология” предельно простой сюжет. Пропала старушка из коммуналки. Соседи, не долго переживая, решили разделить жилплощадь. Между ними разгорается настоящая война за эти метры.
Пародия любима Татьяной Толстой. В этом жанре написан сборник “На золотом крыльце сидели”. Рассказ “Круг”, один из интереснейших в сборнике, довольно забавный, но это только на первый взгляд. Жизнь героя показана в абсурдном свете. Прожив довольно счастливую и благополучную жизнь, Василий Михайлович понимает, что не знает жизни, ему хочется перемен: он уходит к Кларе, потом к Свете... Изольде — возвышенной, неземной женщине, но ему захотелось котлет и... он вернулся домой. На сорокалетие ему подарили: радиолу, фотоаппарат, часы... Это не жизнь, а замена жизни. Жизнь героя бесконечна и однообразна. Ему не по плечу Изольда, ему привычнее с котлетами.
В повести Вениамина Ерофеева “Москва — Петушки” показана современная жизнь с параличом веры, безудержным пьянством. Порой писатель романтизирует пьянство. Возникает энергия бунта. Хоть в канаву с бутылкой, но не буду участвовать во всеобщем обмане. Какое-то пьяное юродство. И еще один пласт: Веничка никогда не доедет до Петушков, где ждет его любимая. Ангелы отступают, а вступают бесы. Это эпитафия спившимся, так как в этой стране всегда было легче с пьяными и пьяным. Пьяные —добрые, трезвые — безжалостные. Книга отталкивает безудержным пьянством. Но это “плач” по поколению, которое не хочет участвовать в говорильне. Для современной прозы характерна замаскированность авторской позиции, отстраненность писателя от изображаемого, нежелание давать нравственные оценки героям и событиям.
Страница: 1 [ 2 ] 3