"Пластичность поэта в мире — центральный принцип поэзии Овидия"
Страница: [ 1 ] 2
Для того чтобы стать заметной фигурой в поэтическом мире в век Августа, необходимо было обладать действительно уникальным талантом, так как сочинение стихов в те времена считалось весьма модным занятием, его практиковали очень многие аристократы. Овидий же заметно выделялся своей сдержанной и неброской манерой, тематикой своих ранних стихотворений, лишенных излишней учености и посвященных всей гамме любовных переживаний. Благодаря этим чертам, он стал очень популярен в римском обществе.
Произведения поэта собраны в восемь книг, в которых отразились основные этапы его жизни и творчества. При этом он никогда не повторялся, постоянно осваивая все новые и новые поэтические формы и темы.
В своем раннем творчестве «певец любви, певец богов», как называл его А. С. Пушкин, отразил различные грани любовного чувства. И каждая его новая книга отличалась новой трактовкой этой темы. Первым сборником Овидия стали «Любовные элегии», где автор выступал в образе изнеженного слуги Амура. Как и было принято в жанре любовной лирики, он посвящает свои стихи возлюбленной, которую называет именем Корина. Он не обещает любимой несметных богатств, но неизменно восхваляет ее в своих стихах; он завидует даже кольцу, которое сам подарил ей, потому что оно теперь так близко к его возлюбленной. При этом стихотворения Овидия наполнены юмором, иронией. Он признается в любви к Корине, но в то же время не прочь увлечься и рабыней, которая расчесывает ее волосы. А о себе он говорит как о «жертве страстей», которые швыряют его, словно челн. Поэт подшучивает над ревнивыми мужьями, которые шпионят за своими женами. А истинно добродетельной называет ту женщину, которая верна не из страха или по принуждению, а благодаря внутренней порядочности.
Следующим его произведением является сборник «Героини» — поэтические письма мифических героинь своим возлюбленным. Здесь Овидий обнаруживает новую грань своего таланта — способность проникать в душевный мир женщины. Он вносит в уже известные сюжеты свою фантазию, воображение, с большей глубиной и полнотой раскрывая переживания своих героинь. Однако поэт выступает не только знатоком женской психологии, но и знатоком нравов всего аристократического общества. Здесь любовь зачастую — лишь светское развлечение, участники которого как праздные молодые люди, так и великосветские матроны. Вместе с тем, автор не проходит мимо настоящих страстей и действительно серьезных чувств. Такова его Пенелопа — олицетворение верной супруги:
Шлет Пенелопа, тоскуя, скитальцу привет Одиссею;
Ей не поможет ответ: сам поскорее явись.
На мифологические сюжеты была написана также трагедия «Медея», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.
Следующим этапом творчества поэта стала дидактическая поэма «Наука любви», в которой автор дает практические советы желающим добиться любви. Овидий выступает теперь в роли эксперта, знатока, в назидательной форме дающего советы и рекомендации, а сама любовь рассматривается им как предмет, достойный изучения и анализа. В этой книге проявляются такие качества поэта, как наблюдательность, тонкое знание мужской и женской психологии, остроумие.
Страница: [ 1 ] 2