"Пластичность поэта в мире — центральный принцип поэзии Овидия"
Страница: 1 [ 2 ]
В этой книге проявляются такие качества поэта, как наблюдательность, тонкое знание мужской и женской психологии, остроумие. Он искусно сочетает шутливый и серьезный тон изложения, проявляет себя эрудитом в области истории и мифологии. Вместе с тем он говорит о вечных ценностях, о том, что нравственные, моральные качества гораздо долговечнее внешней красоты; что следует развивать свой ум, воспитывать чувства, обогащать внутренний мир. И во всем сохранять чувство меры: «Искусство помогает, если оно скрыто». За этой книгой последовало продолжение — «Средства от любви», где автор уже дает рекомендации тем, кто хочет избавиться от неразделенного чувства.
Совершенно новым, значительным этапом творчества Овидия стало его произведение «Метаморфозы», повествующее о различных превращениях людей, мифологических персонажей, зверей в
растения, камни, звезды и другие предметы. Мы видим здесь описание всей гаммы человеческих чувств, одухотворенные картины природы, насыщенную духовную жизнь древнего мира. Являясь подлинной энциклопедией мифов, эта поэма по своей жанровой природе не имеет аналогов в античной поэзии. Автор преобразил известные сюжеты, придал им невероятную красочность, наглядность и достоверность. В книге заключен глубокий общечеловеческий смысл, отражена вся правда человеческих отношений. Здесь есть все: любовь и ревность, коварство и великодушие, верная дружба и супружеская привязанность, материнская нежность и многое другое.
К моменту завершения работы над «Метаморфозами» произошло серьезное событие в жизни поэта — его сослали в ссылку. До последнего времени достоверно не известны причины, побудившие Августа принять такое решение, но известно, что Овидий глубоко переживал свой вынужденный отъезд из Рима. Позже он описал свои впечатления в самых мрачных красках. В ссылке им были написаны еще две знаменитые книги: «Скорбные элегии» и «Послания с Понта», которые явились зеркалом личных переживаний и глубоких размышлений поэта. В это время только поэзия оставалась для него отдушиной. Здесь он глубоко задумывается над темой поэта и поэзии и приходит к выводу, что жизнь скоротечна, люди смертны, но поэзия бессмертна. Поэт велик своим творческим даром, в нем он обретает моральную опору, благодаря ему имя автора остается в веках:
И если истина есть в провиденье вещих поэтов,
То и по смерти, земля, я не достанусь тебе.
Эту тему — бессмертия и величия поэзии — Овидий поистине выстрадал всей своей насыщенной, изменчивой и порой непредсказуемой судьбой.
Страница: 1 [ 2 ]