"Юмор и сатира в стихах Маяковского."
Страница: [ 1 ] 2 3
Сатира и юмор присутствуют во многих произведениях Маяковского, и сейчас нам трудно представить творчество поэта как без сатиры, так и без юмора. В начале своего творческого пути Маяковский критиковал, высмеивал, в основном, буржуев, их жизненные ценности, устоявшиеся принципы, уклады. Буржуазный мир казался ему чем-то жалким, гадким и уж никак не достойным примером для подражания. Очень ярко это выражено в стихотворении \'\'Нате!\'\', написанном в 1913году. В одном четверостишье Маяковский удивительно кратко и точно показывает натуру обывателей:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Обыватели – люди, не имеющие духовных ценностей, им присущи лишь низменные интересы. Маяковский подобрал довольно яркое сравнение – человек и моллюск. Женщины, подобно устрицам, огородились от внешнего мира своими вещами, им хорошо внутри – они чувствуют себя тепло и безопасно, а больше им ничего и не надо.
Маяковский использует в своем творчестве множество сатирических приемов. Так, ирония прослеживается даже в названиях произведений поэта, например, ряд \'\'гимнов\'\': \'\'Гимн обеду\'\', \'\'Гимн судье\'\', \'\'Гимн критику\'\', \'\'Гимн ученому\'\', \'\'Гимн здоровью\'\'. Всем известно, что под словом \'\'гимн\'\' обычно подразумевается что-то торжественное, величественное, важное. А в стихотворении под таким \'\'торжественным\'\' названием никакой величественностью даже и не пахнет. Какой выразительный прием. Ирония, которую нельзя не заметить. В своих \'\'Гимнах\'\' Маяковский показывает людей, которые не могут, не умеют радоваться жизни и завещают это другим, они стремятся сделать мир бесцветным и унылым. Особенно яркий сатирический пафос слышится в стихотворении \'\'Гимн обеду\'\'. Герои стихотворения – сытые люди, те самые люди, которые являются символом буржуазного мира. Очень интересный прием использовал в этом стихотворении Маяковский – тут вместо человека действует желудок:
\'\'Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!\'\'
Своеобразным моментом в сатирическом творчестве Маяковского стала частушка, написанная в 1917году: \'\'Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй\'\'. Тут чувствуется желание раннего Маяковского направить свое творчество на службу новой власти. Отношения с этой самой властью складывались далеко не просто (в принципе, это отдельный разговор, так что не будем тут углубляться, дабы не отходить от своей темы), но все же несомненно одно – Маяковский искренне верил в революцию. Такой вывод можно сделать из его автобиографии, где он написал: \'\'Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было.
Страница: [ 1 ] 2 3