"Юмор и сатира в стихах Маяковского."
Страница: 1 [ 2 ] 3
ь или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция\'\'. Теперь автор ставит в центр своих сатирических произведений других героев. В первую очередь, врагов революции. Долгие годы эта тема оставалась важной для поэта, давая русской литературе все новые и новые произведения Маяковского. В первые годы после революции это стихи, которые писались на агитационных плакатах. Маяковский принимал участие в их создании не только как поэт, но и как художник-оформитель – ко многим его стихам прилагались рисунки. На этом этапе для Маяковского характерно использование таких литературных приемов как гротеск, гипербола, пародия – так, некоторые надписи напоминают мотивы известных в то время песен, например, \'\'Во Францию два гренадера\'\'. Герои этих песен – белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи – непременно в цилиндрах и с большими, отяжелевшими животами. К новой жизни Маяковский предъявляет высокие требования и, видимо поэтому, многие сатирические стихи поэта показывают ее пороки. Например, стихотворение \'\'О дряни\'\', которое приобрело большую популярность, показывает обывательскую жизнь как нельзя лучше. Тут к Маяковскому будто бы возвращается прежний антиобывательский пафос: \'\'Страшнее Врангеля обывательский быт\'\'. Вполне безобидные предметы быта, такие как самовар, домашние цветы, птица в клетке, приобретают значение символов нового мещанства и становятся зловещими. Маяковский разоблачает некоторое людское двуличье, высмеивает его. Так, например, женщина хочет купить платье с серпом и молотом не из-за советских идеалов и убеждений, а лишь для того, чтобы не показаться необразованной и темной, чтобы пощеголять на балу: \'\'И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете. В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?\'\'. Подтверждение тому, что женщина эта, равно как и ее муж, является невежей – отложенная в сторону газета, в которой опубликованы произошедшие в стране события: \'\'На \'\'Известиях\'\' лежа, котенок греется\'\'. Зачем же покупать газету, если ее никто не читает? Да просто обыватели хотят казаться умнее, чем они есть на самом деле. В финале стихотворения разворачивается гротескное действие – оживает портрет Маркса, который выступает с довольно странным призывом: \'\'Скорее головы канарейкам сверните, чтоб коммунизм канарейками не был побит!\'\'. Надо отметить, что понятен этот призыв только после прочтения всего стихотворения, в котором канарейки приобрели значение символа мещанства.
В сатирическом стихотворении 1922г. \'\'Прозаседавшиеся\'\' Маяковский показывает негативные черты бюрократизма, волокиты, бесконечных заседаний. В гротескной форме поэт описывает долгое и муторное хождение просителя по инстанциям. Характерно то, что в стихотворении нет строгого размера стиха, наоборот – в нем слышны живые интонации разговорной речи.
Страница: 1 [ 2 ] 3