"Что такое «урбанизм»? На примере творчества Маяковского"
Страница: [ 1 ] 2
Творчество Владимира Маяковского одного из крупнейших русских поэтов-урбанистов, свидетельствует о том, что в теме капиталистического города выйти на путь истинной поэзии можно лишь, преодолев обе крайности. Социальный подход к явлениям, жизни, идея угнетенного капитализмом человека, связь поэта с современностью и ее прогрессивными тенденциями, бурный протест против капиталистического города, трагедия лирического героя, несущего в себе боль всех обездоленных,— все это определяет первые стихи Маяковского, которого с футуристами связывали в основном только формальные поиски да подписи под манифестами, сочинявшимися главным образом Д. Бурдюком; отличал же от них социальный и гуманистический пафос его поэзии.
Формализм в раннем творчестве Маяковского следует осуждать столь же решительно, как это мы делаем по отношению к Бурлюку, Крученых, Хлебникову и др. Надо, однако, остерегаться того, чтоб характерные для Маяковского, особенно раннего, усложненные образы-метафоры не расценивались как явления формализма. Бесспорно, такие стихотворения, как «Порт», «А вы могли бы?»—в целом характерные образцы футуристической поэзии. Однако нельзя не заметить, что в них чувствуется большой мастер поэтического слова, поэт, которого волнуют проблемы места и роли искусства в жизни. «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» — это полемически заостренная мысль о том, что поэту в условиях «адища города» не ноктюрны надо петь, и не флейта его инструмент, а водосточная труба — как один из атрибутов торода. Здесь горько-иронически обыграно слово «труба».
Могучий талант Маяковского уже в ранних стихах проявился в смелых ассоциациях, которые рождали совершенно неожиданные и потому запоминающиеся образы. Далеко не все здесь было удачно, но нельзя, например, пройти мимо образа из «Порта» — «Прижались лодки в люльках входов к сосцам железных матерей» ‘. И особенно: «В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей». Подобные образы говорят о стремлении лучших из футуристов увидеть человеческое в каждом явлении жизни.
Идеей человека пронизано все творчество Маяковского, и в этом отношении он уже до Октября выступил как великий поэт-гуманист. Отличаясь предельно острым восприятием действительности, Маяковский с огромной болью писал о страданиях людей в капиталистическом мире, где даже памятник Петру чувствовал себя «закованным в собственном городе». Отсутствие в людях человеческих чувств, засилие сытых и жирных, власть денег и вещей над человеком — все это было причиной трагедии поэта, столь глубоко раскрытой в лирике и поэтическом эпосе дооктябрьского периода. Драматическая поэма «Владимир-Маяковский», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек» и разоблачающая империалистическую бойню «Война и мир» могут рассматриваться как единое произведение, не только раскрывающее трагедию поэта, но и намечающее пути ее преодоления, хотя еще в общих формах.
Футуризм, как и остальные модернистские школы, был явлением неоднородным. В нем замечалась весьмаощутительная тенденция преодоления формализма, исходящая от наиболее талантливых и социально чутких поэтов и прежде всего — Маяковского.
Страница: [ 1 ] 2