"Пафос творчества Томаса Манна"
Страница: [ 1 ] 2
Большой вклад в борьбу с фашизмом внес Томас Манн (1875—1955), выдающийся писатель, младший брат Генриха Манна. Томас Манн шел к прогрессивным идейным позициям более долго и трудно, чем Генрих, но он был не менее решительным противником фашистской агрессии, варварства, расизма. В эмиграции он активно выступал против фашизма — и как художник, и как публицист — и много сделал для разоблачения его реакционной, человеконенавистнической сущности.
Пафос творчества Томаса Манна состоит прежде всего в защите культуры. Он понимал, что живет в эпоху заката буржуазного общества, ставшего глубоко враждебным культуре, что над культурой нависла угроза уничтожения. Уже в первых его произведениях обозначились две основные, связанные друг с другом темы: тема деградации буржуазного мира и тема искусства.
Первая из них нашла яркое воплощение в романе «Будденброки» (1901). Семейная хроника, охватывающая жизнь четырех поколений в прошлом, казалось бы, устойчивой и процветающей патрицианско-бюргерской семьи, отражает историю ее постепенного упадка и вырождения. Роман автобиографичен: автор широко опирается в нем на свои детские и юношеские впечатления. Он подробно, с большой теплотой, но и не без иронии рассказывает о нравах, укладе и традициях этой семьи, очень похожей на ту, в которой он сам вырос. Но роман заключает в себе также большой обобщающий смысл: история семьи Будденброков иллюстрирует исчерпанность старых форм жизни, Будденброки, владельцы торговой фирмы, — это бюргеры старого закала. В их традициях — честность в коммерческих делах, порядочность, соблюдение приличий. Но они чувствуют себя в жизни все менее уверенно. Они не могут выдержать конкуренции с дельцами нового типа — беззастенчивыми и жестокими хищниками. Последний представитель рода Будденбро-ков юный Ганно вообще чуждается торговых дел. Юноша музыкально одарен, его влечет искусство, но в нем мало жизненных сил, и он рано умирает.
В романе заметно влияние не только немецкой, но и русской классики XIX в. «Двадцатитрех-двадцатипятилетний автор „Будденброков” никогда не мог бы осуществить свой замысел, если бы его не воодушевляло и не поддерживало чтение Толстого», — признавался писатель.
За «Будденброками» последовала серия новелл: «Тристан», «Тонио Крегер» и другие, — построенных на противопоставлении духовно возвышенных, но болезненных, нежизнеспособных людей искусства людям буржуазной практики, бездушным, самоуверенным и физически здоровым.
В новелле «Смерть в Венеции» Томас Манн говорит также о противоречиях современного ему искусства. Он видит в нем тенденции холодного служения чистой форме, опасность обес-человечения, губительного для всякого творчества.
Пример того, каким могло бы и должно бы быть искусство, писатель находит в гуманистическом творчестве Гете и Шиллера, в русской литературе. Писатель Тонио Крегер, герой одноименной новеллы, говорит о русской литературе как о «достойной преклонения», «святой».
«Тонио Крегер» — психологическая новелла о сложных отношениях художника с действительностью.
Страница: [ 1 ] 2