"Пафос творчества Томаса Манна"
Страница: 1 [ 2 ]
иях художника с действительностью. Фабула новеллы проста, но ее содержание сложно, многопланово. Внешне новелла строится как жизнеописание Тонио, смолоду чувствующего себя одиноким в бюргерской среде. Вместе с тем это остропроблемная новелла: речь в ней идет о смысле и возможностях искусства и самой человеческой жизни.
Тонио, сосредоточенному на духовных исканиях, физически некрепкому, противопоставлены его однокашник Ханс Ханзен, бездумно жизнерадостный, спортивный юноша, и такая же беззаботно жизнерадостная девушка Ингеборг Хольм, в которую они оба влюблены. Тонио покидает родной город, путешествует. Жизнь его наполнена муками творчества, сомнениями, исканиями. Много значат для него беседы об искусстве с русской художницей Лизаветой Ивановной, рассказывающей о великой русской литературе. Новая встреча с Хансом и’Ингеборг, полюбившими друг друга, пробуждает в Тони тоску по обыденной жизни, тягу к простому, здоровому, обыкновенному. Его искусство кажется ему чуждым действительности, холодным, его разлад с обыденной жизнью — горьким и пагубным. Но для него этот разлад непреодолим. Он не может жить бездумно и самоовольно. Духовная активность, постоянные духовные поиски — и есть его жизнь.
Томас Манн называл себя «культурным консерватором», потому что видел свой долг в защите духовности и культуры прошлого против бездуховной современной буржуазной цивили-вации.
В годы первой мировой войны Томас Манн оказался в идейном тупике. Он не стал выступать против милитаристской политики Германии, восприняв ее борьбу с Англией и Францией Цк защиту национальных культурных традиций. Это привело к конфликту между Томасом и его братом Генрихом, стоявшим на недвусмысленных антивоенных позициях. Не скоро Томас Манн понял всю ошибочность своих взглядов.
Роман «Волшебная гора» (1924), отмеченный поисками нового гуманизма, отразил глубокие сдвиги в мировосприятии писателя. Он сделал персонажей романа «гонцами идей», столкнул их в идеологических спорах и широко развернул пересмотр, критику разных форм буржуазного сознания. Либерал, потомок карбонариев Сеттембрини верит в права личности и в буржуазный прогресс; иезуит Лео Нафта ни во что не ставит личность и утверждает, будто только насилием в духе средних веков можно достичь в организации общества каких-либо результатов.
Томас Манн понимает несостоятельность идей Сеттембрини в современных условиях, хотя они ему и симпатичны, идеи же Нафты для него полностью неприемлемы,—он показывает, что это по сути фашистские идеи. Уже в этом романе, т. е. до прихода Гитлера к власти, Томас Манн выступил с разоблачением идеологии фашизма.
Страница: 1 [ 2 ]