"Образ Родины в лирике С.А.Есенина."
Страница: [ 1 ] 2
Поэтам дано великое право воспевать Родину, и когда они пишут искренне, отдавая этому все силы своей души, у них рождается незабываемые стихи, проникнутые теплотой, доброй любовью к родине.
Тема эта безбрежна. Великими певцами России мы называем А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока. Великолепны стихи Евгения Евтушенко, Николая Рубцова, Юлии Друниной. Для меня открытием стала Русь С. А. Есенина. В валенках, лазоревой косоворотке явился он из «вековой тишины», из таинственных самородных глубин России. Есенин, родившийся «...с песнями на травном одеяле», заявил о своей любви к ней:
О Русь - малиновое поле //И синь, упавшая в реку, - //Люблю до радости, до боли // Твою озерную тоску...
Сам Есенин признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - главное в моем творчестве». Русь Есенина - это ощущение красоты, гармонии, раздолья. Есенинский взгляд на мир - светлый и грустный одновременно. Это потому, что сам родной край внешне неброский и бедный. Но он близок сердцу: «Топи да болота, // Синий плат небес».
Время Есенина - время крутых перемен в истории России. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном», -признавался поэт в своей автобиографии. Поначалу поэт искренне приветствовал революцию, восторженно восклицая: «Мать моя - родина, //Я -большевик».
Судьба Родины видится ему мощной и светлой: «Верьте, победа за нами, // Новый берег недалек».
Но революция не торопилась оправдать надежды поэта на скорый "мужицкий рай", но зато в ней проявилось много такого, чего Есенин положительно воспринимать не мог. Он пишет, что «история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал...»
Вскоре Есенин создает стихотворение "Сорокоуст", (1920) первая часть которого наполнена предощущением надвигающейся беды: «Трубит, трубит погибельный рог! // Как же быть, как же быть теперь нам...»
Затем появляется образ жеребенка как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни: он "соревнуется" с "чугунным конем - поездом ".
Милый, милый, смешной дуралей, //Ну куда он, куда он
гонится ? //Неужель он не знает, что живых коней // Победила
стальная конница?
В заключительной 4-й части стихотворения предчувствие беды усиливается и приобретает трагическую окраску: «Головой размозжась о плетень, //Облилась кровью ягод рябина...»
В 1922-1923 гг. Есенин совершил большое путешествие по Европе и Америке. Достижения индустрии на Западе не могло не впечатлить поэта, и ему "показался смешным и нелепым тот мир, в котором он жил раньше.
Стихи последних лет жизни наполнены меланхолией, грустью, предчувствием конца. .. Но поэт не жалеет, что именно так прошла его жизнь:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире - странник // Не жаль мне лет, растраченных напрасно...
Но в душе поэта - смятенье, исцелить которое может лишь родная сторона:
И мечтаю только лишь о том, //Чтоб скорееот тоски мятежной // Воротиться в низенький наш дом.
Страница: [ 1 ] 2