"Между Богом и Дьяволом (По произведениям Ф.М.Достоевского)"
Страница: [ 1 ] 2
Романы Федора Достоевского поведали человечеству о великих битвах за сердца и души людей, о поисках и падениях, об отречениях и обретениях путей к истине, добру, красоте через муки и заблуждения лжеидей лжепророков, через страдания душевные, через путаницу понятий, шаткость идейных устоев, к царству справедливости на земле, мечта о котором неистребимо жила в народе.
Мир писателя — это именно мир, нечто единое и целостное, каждая часть которого находится в необходимой взаимообусловленности со всеми остальными. И срывание масок с лиц героев, обнажение за ними личин\" или обнаружение ликов в мире Достоевского происходит на всех уровнях идейно-образной ткани его произведений. Вот некоторые из таких, незаметных на первый взгляд, взаимосвязей.
В \"Мертвом доме\" едва ли не единственный преступник, в котором автор не желает открыть ничего человеческого, — Газин: \"Рассказывали тоже про него, что он любил прежде резать маленьких детей, единственно из удовольствия\". Именно в связи с этим героем возникает образ \"огромного, исполинского паука, с человека величиною\". Не случайно этот же образ связан и с сущностью Ставрогина. \"Мне всегда казалось, — говорит ему Лиза, — что вы заведете меня в какое-нибудь место, где живет огромный злой паук в человеческий рост, и мы там всю жизнь будем на него глядеть и его бояться\". Ставрогин предлагает ей, по существу, \"вечность\", схожую с той, о которой в другом романе размышляет Свид-рнгайлов. Нужно заметить, что у Свидргайлова \"было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску\", как и у Ставрогина. Любопытно и замечание Свидригайлова, что если бы ему было дано каким-либо образом устроить \"вечность\" по своему разумению, то он бы \"так непременно нарочно сделал\".
Газин любил резать детей \"из одного удовольствия\". Из того же, по существу, удовольствия растлил (убил духовно) и тем самым послужил причиной и физического самоубийства ребенка — Ставрогин. Этот же грех лежит, видимо, и на совести Свидригайлова. Не случайно видится ему в ночь перед самоубийством маленькая девочка с лицом камелии, как не случайно возникает в связи с его именем образ паука.
Но убить ребенка в символике народного сознания и значит убить в себе все человеческое, убить в.себе \"бога\", \"продать душу дьяволу\" (вспомним \"Ночь накануне Ивана Купала\" Гоголя). Здесь борьба между \"богом\" и \"дьяволом\" за души этих героев, по существу, завершена. Раскольников ведь в идейно-стилевом плане романа тоже убийца ребенка. И не случайно и в связи с ним возникает зловещий образ паука. \"Вздор! — говорит он Соне. — Я просто убил, для себя убил, для себя одного, а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне в ту минуту все равно должно было быть!..\"
Но сама эта фраза уже предполагает две возможности.
Страница: [ 1 ] 2