"Гениальность писателя неоспорима"
Страница: [ 1 ] 2 3 4
Максим Горький, во многом не соглашавшийся с Достоевским, порою страстно с ним полемизировавший, признавал: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру». Искусство конца XIX и XX вв. во многом развивается на основе художественных открытий великого русского писателя, внесшего огромный вклад в историю мировой культуры.
После «Бедных людей» Достоевский переживает трудный творческий период, связанный с поисками своего пути в литературе, не всегда совпадающего с принципами «натуральной школы». Идейно-эстетическая программа Достоевского уже в 40-е годы основывалась не только на защите достоинства «маленьких людей», но и на изображении двойственной натуры человека, сложном сочетании в ней «добра» и «зла». Новые тенденции, проявившиеся у Достоевского, были непривычными и даже странными. Он сам еще только начал разрабатывать свойственные только ему одному идеи, и Белинский не успел осмыслить и оценить их в историко-литературной перспективе. Так возникло серьезное расхождение между критиком и молодым писателем.
Белинский в 40-е годы неустанно проповедовал идеи атеизма. Жизнь и людей он рассматривал с позиций просветительского рационализма: «Свет победит тьму,— писал Белинский,— разум победит предрассудки… будет новая земля и новое небо» [6, 96. Достоевский же при всем увлечении идеями утопического социализма (он был постоянным участником кружка Петрашевского) уже тогда обращается к более углубленному изучению человека, его сложности, непредсказуемости его поступков, к миру таинственных предчувствий, психологических загадок и странностей. Душевное богатство героев Достоевского может сочетаться с эгоистической погруженностью в свой мир, трагически недоступный другому человеку. Так возникает внутренняя разобщенность людей, ставящая под сомнение возможность осуществления социалистических идеалов, надежд на торжество светлого будущего человечества, основанного на принципах разума, науки, просвещения.
Так, в «Двойнике» (1846) Достоевский показал мучительное раздвоение личности, психологическое «двойниче-ство», порожденное не только и не просто противоречиями общественных отношений, но и противоречивостью самой человеческой натуры, сочетанием в ней благородного и низменного, великодушия и зависти. Проблема «двойничества» станет впоследствии характерной чертой таких произведений Достоевского, как «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Не совсем удачной получилась у Достоевского «Хозяйка» (1847), которую в особенности критиковал Белинский. Но, как установлено уже в нашем литературоведении, ее значение велико в перспективе всего дальнейшего творчества писателя. В повести сделана одна из первых попыток подняться над привычным уже уровнем бытового повествования, поставить большие проблемы смысла жизни, отношения народа и интеллигенции. Все это отзовется в последующем творчестве писателя, но уже на более высоком идейно-художественном уровне. Горькое сожаление о недостижимости утопической мечты о всеобщем братстве звучит в одном из самых светлых произведений Достоевского — повести «Белые ночи» (1848).
Страница: [ 1 ] 2 3 4