"Гениальность писателя неоспорима"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
кой мечты о всеобщем братстве звучит в одном из самых светлых произведений Достоевского — повести «Белые ночи» (1848).
В 1848 г. Достоевский вместе с другими петрашевцами был арестован и приговорен к смертной казни, которая лишь в самый последний момент была заменена каторжными работами. Пребывание на каторге оставило неизгладимый след в мировоззрении Достоевского и прямо или косвенно отразилось во многих его художественных произведениях. Достоевский вернулся в Петербург в 1859 г.— в самый разгар общественного подъема. Положение его в литературной жизни в то время было не очень определенное. Первые произведения, опубликованные им сразу же после возвращения («Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели»), прошли незамеченными, хотя Фома Опискин, несомненно, был художественным открытием Достоевского. В традиционном «маленьком человеке» писатель увидел черты тирана и самодура. Объяснение такой трансформации простым воздействием неблагоприятной среды оказалось недостаточным. Достоевский продолжает настаивать на необходимости исследования сложной психологии человека, далеко не всегда поддающегося прямолинейным рационалистическим объяснениям. Если Белинский в связи с анализом «Евгения Онегина» сказал, что зло скрывается не в человеке, а в обществе, то Достоевский после каторги утверждает противоположное: зло находится прежде всего в самой натуре человека.
Интерес к творчеству Достоевского возник на Украине еще при жизни писателя. Большую роль в популяризации его произведений среди украинских читателей сыграл М. Драгоманов. Выдающийся публицист призывал украинских писателей учиться на лучших образцах русской реалистической классики, в том числе и на книгах автора «Бедных людей».
С большим интересом относился к великому русскому писателю И. Я. Франко. Многое отличало Франко и Достоевского и мировоззрению, и по художественному методу. Однако Франко не мог не учитывать творческих достижений Достоевского, порою принимая, порою отталкиваясь от него. Так, Ю. Янковский убедительно показал, что в ряде случаев не только Франко-публицист, но и Франко-писатель полемизировал с Достоевским, осуждая идеи всепрощения, смирения, не принимая излишнюю «патологию» в изображении душевных переживаний. В противоположность Достоевскому понятия «добра» и «зла», душевную раздвоенность героев украинский писатель истолковывал всегда в социальном плане’. В целом же для Франко несомненной была роль, сыгранная гениальным русским художником в развитии мировой литературы. Так, сопоставляя великого «натуралиста» Золя с великим «реалистом» Достоевским, Франко отмечал, что у русского писателя люди всегда стоят на переднем плане, а их душевное состояние является той атмосферой, которая заполняет все произведение, мучает и потрясает читателя.
А. В. Чичерин считает, что ни один другой русский писатель не оставил в прозе Франко такого глубокого следа, как Достоевский. Выдающиеся деятели украинской литературы высоко ценили достижения Достоевского-реалиста и отмечали еговлияние на украинских и западноевропейских писателей.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4