"Символизм произведений Борхеса"
Страница: [ 1 ] 2
Символика круга у Борхеса многозначна. Культурный знак “круг” входит у него в состав других знаков (”Круг развалин”, “Круглое сооружение” храма Бога Огня, “Круглый амфитеатр”, чем-то напоминающий сожженный храм, “кольцо стен”, охваченных пламенем), проходит через все произведение, смыкает начала и концы (заглавие и финал). Ориенталистская ориентация автора побуждает прежде всего рассмотреть значения, которыми наделялся данный культурный знак в Древней Индии (откуда он пришел и в некоторые другие культуры). Круг, нередко изображавшийся в виде колеса , в
”Мистика букв, каждой из которых придан троякий смысл — в мире людей, в мире звезд и планет, в ритме звезд и планет, в ритме времен года, специфична для И м, дающей Торе именно как книге, как написанному тексту ранг космической парадигмы”.
Колесо — в широком смысле — символ «всего космоса и его циклического развития, при случае также — самого божественного творца, который воспринимается как “перпетуум-мобиле”» древнеиндийской культуре символизировал мир, циклическую концепцию бытия, бесконечную череду перевоплощений в соответствии с действием всеобщего закона кармы (так называемое колесо сансоры). Мир-колесо представлялся как бы совершающим круговращение вокруг символического “полюса бытия”. Знак такого “полюса” — свастика (крюкообразный крест, крест в круге); пересечение “крестовин” в ней фиксирует этот центр, “лопасти” указывают на момент движения, круговращения вокруг незыблемой оси.
Согласно эзотерической астрологии, свастика — это крест “который быстро вращается вокруг своего центра и при этом в конце остается след от каждого из четырех звеньев” 258, с. 12. Как пишет Алан Лео, свастика “указывает на вид спиралеобразной силы, которая действует в материи, формирует ее и обращает в движение — от всемирного тела до атома. В человеке крест означает тело в отличие от круга — духа и полукруга — души”. В древнеиндийской культуре свастика являлась символом Агни, на что указывает Р. Гено.
Имплицитно символика свастики при изображении Бога Огня у Борхеса присутствует. Это четыре элемента (тигр, конь, бык, роза) из пяти (пятый — ураган), составляющих гибридное существо. Каждый элемент символизирует одну из четырех частей “крестовины”, ураган — идею движения, соотносим с “лопастями” свастики. Совмещение гибридных элементов, указывающих на принадлежность как к восточной, так и к западной культуре, свидетельствует о распространенности данного знака-символа, использовавшегося в индо-тибетской и китайской культуре (тигр), в культуре монголов (конь), зороастрийцев (бык), проникшего в европейскую, например кельтскую, культуру (роза). Принадлежность розы не к классу
В концепции “вечного возвращения” Ницше представленный в виде круговорота мировом процесс оказывается вечно вращающимся колесом. “Кельтская символика колесо сохранила свое значение вплоть до Средних веков, многочисленные ее примеры можно отыскать в романских церквах, да и готическая розетка, по всей видимости, происходит оттуда же,ибо существуют определенные соотношения между колесом и некоторыми эмблематическими цветами, такими, как роза на Западе и лотос на Востоке”.
Страница: [ 1 ] 2