"Детская и художественная литература Монголии"
Страница: [ 1 ] 2
В 1921 году в Монголии произошла народная революция. До революции Монголия была одной из самых отсталых стран с почти поголовной неграмотностью. Пастухи, охотники и земледельцы не имели доступа к феодальной культуре, которая развивалась либо при монастырях, где имелись типографии для печатания религиозных книг, Либо среди небольшой образованной прослойки высших классов. Народ создавал свою собственную культуру, письменные памятники культуры ходили в списках, с помощью кисти и туши переписывались книги для чтения, которые затем передавались из рук в руки теми, кто умел читать. Недаром в народных сказках бедняк часто посылает своего сына в город, чтобы он там научился читать и писать.
Среди рукописных книг были и такие, которые в равной степени годились и взрослому и юному читателю, например приключенческая повесть «История о монахе и шутовстве»; фантастический роман «Дорога на Запад, удивительные приключения из старых и новых времен». Эти книги в течение столетий служили развлечением и поучением молодому поколению и в пересказах. Монгольские сказки удивительно отражают весь быт, все социальные и нравственные проблемы народа. Одним из постоянных сказочных персонажей становится козленок, который был товарищем игр деревенских ребятишек. Надо еще учесть, что деревни в нашем смысле слова в те времена почти не было. Скотоводы перекочевывали с места на место в поисках пастбищ для скота, перенося свои юрты и немудреный скарб. Сказки о непослушном козленке, о глупом козленке, о ленивом козленке составляли обширный репертуар, предназначенный детям. Козленок «пародировал» или «моделировал» поведение детей. Все, что с ним случалось, служило предостережением от последствий глупых поступков, невинной лжи и т. д.
Другой часто встречающийся мотив — это стремление учиться, уверенность в том, что человека грамотного обходит беда. В сказке «Счастье Ананды» отец заставил сына выучиться грамоте, игре на флейте и игре в шахматы. И все это пригодилось Ананде, а его сверстник, который считал, что богатство освобождает его от любых усилий чему-нибудь научиться, спасается от гибели только благодаря Ананде.
Много сказок посвящено героям, которые, не думая о себе, делают добро людям. Одна из сказок так и называется «Не для себя человек родится», но и во многих других сказках проходит эта идея красной нитью (в том числе любовь к отечеству, ради которого герои жертвуют жизнью,— «Батор-Седкилту»): «Дам-дин-музыкант», «Сказка о дружбе» и другие.
Много сказок о хитрецах, которые всегда нищие, бродяги, не стремящиеся к обогащению. Для них самое главное справедливость. Чем еще, как не умом и хитростью, мог состязаться бедняк со всесильными ханами. И «Хитрый бадарчи» всегда выходит победителем в таких состязаниях и всегда помогает восстановить справедливость, помогает тому, кто бессилен перед беззаконием, перед властью и богатством («Хитрый бадарчи», «Бадарчи-судья» и др.).
Монгольские сказки в чем-то сродни притче. В них раскрывается история типичная, которая может случиться с каждым, рассказывается конкретный случай.
Страница: [ 1 ] 2