Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "ОБЛОМОВ КАК ЧЕЛОВЕК И “ОБЛОМОВЩИНА” КАК ЯВЛЕНИЕ "

Гончаров "Обломов" - сочинение "ОБЛОМОВ КАК ЧЕЛОВЕК И “ОБЛОМОВЩИНА” КАК ЯВЛЕНИЕ "

Страница: [ 1 ]  2  

До сих пор
не утихают споры вокруг фигуры Ильи Ильича
Обломова, начавшиеся вмомент появления
произведения в 1859 году. Одни видели и видят
в нем мудреца и созерцателя, человека с
добрым “голубиным” сердцем. Другие, прежде
всего Н. А. Добролюбов, отмечали “лень и
апатию” Обломова, его общественную
бесполезность и никчемность. С легкой руки
критика понятие “обломовщина” сделалось
нарицательным.



Самого
автора не удовлетворяли обе позиции. Он был
огорчен тем, что никто не связал образы
произведения в “одно целое”, никто не смог
прочитать роман “между строками”.
Гончаров ждал читателя, способного
разобраться во всех “за” и “против”,
сказать веское, но спокойное и
беспристрастное слово о герое.



В молодые
годы Обломов хотел вести жизнь художников и
поэтов. Его девизом было изречение: “Вся
жизнь есть мысль и труд”. Однако это
желание, как, впрочем, и многие другие, “непостижимым
образом погасло”: Обломов погрузился в “болото”,
опустился на “дно” бездумного
существования. “Обломовщина” — такой
диагноз ставит своему другу Штольц, и,
согласно ему, Илья Ильич не способен
сбросить “халат” со своих плеч, тем более с
ума и души.



Все это так.
И тем не менее, духовная биография Обломова
не может быть представлена лишь как процесс
постепенного и неуклонного распада
личности, утраты внутреннего стержня.
Обломов — по-своему цельная натура, которая
именно в своей цельности и неподожести на “других”
противостоит и тому же Штольцу, и массе
дельцов, карьеристов, приспособленцев, “мучителей”,
недовольных, постоянно суетящихся,
докучающих назойливостью и неоправданной
требовательностью.

Илья
Ильич более всего похож на Манилова: грезы,
мечты, элементарность желаний. Но есть одно
важное отличие, не позволяющее
отождествлять персонажей: в Обломове
начисто отсутствует самодовольство —
верный и главный признак пошлости. Конечно,
когда-то Обломов готовил себе роль творца.
Творцом он не стал, но он не стал и
безвольным исполнителем чужой мысли.



По словам
Ильи Ильича, в обществе нет “интересов ума,
сердца, нет всеобщей симпатии”. Может быть,
бессознательно для себя герой произнес
слово, дающее ключ к пониманию его
жизненной позиции. В современном языке “симпатия”
— синоним понятиям “сочувствие”, “влечение”,
“сопереживание”. Однако в “Толковом
словаре” В. И. Даля в пояснении даются
эпитеты: “безотчетная любовь”, “беспричинное
влечение к другому”. Не любовь-страсть, не
любовь, рационально объяснимая, а нечто
высшее, исходящее из внутренних
безотчетных сердечных побуждений, не
контролируемое разумом чувство лежит в
основе мироощущения персонажа. Характерный
пример: с одним из приятелей обсуждаются
бывшие сослуживцы. “Он добрый малый!” —
отзывается об одном из них Обломов и тут же
добавляет: “Очень добрый...” И далее
подбираются определения по нарастающей: “Прекрасный
человек!.. Отличный человек!”



Умевший
любить других полнотой своего беззлобного
сердца, Обломов оставил в сердцах
соприкасавшихся с ним людей след ничего не
требующей, внешне безвольной, а на самом
деле самоотверженной любви.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz