Гончаров "Обломов" - сочинение "ОБЛОМОВ КАК ЧЕЛОВЕК И “ОБЛОМОВЩИНА” КАК ЯВЛЕНИЕ "
Страница: 1 [ 2 ]рдцах
соприкасавшихся с ним людей след ничего не
требующей, внешне безвольной, а на самом
деле самоотверженной любви. Знаменательна
в этом отношении судьба Агафьи Матвеевны,
ставшей помещицей, госпожой Обломовой.
“Но отчего же так?” — вопрошает
Гончаров. Что заставляло ее, независимую и
ни в чем не нуждающуюся, взять на себя
все те
хлопоты, на которые эта женщина обрекла
себя? Ответ один: жертвенность шла от любви
Обломова; теперь Агафья Матвеевна знала,
что жила не напрасно, и существование ее
стало осмысленным. Добро порождает добро,
потому крепостной Захар не может покинуть
могилы своего барина. Но сын Обломова,
воспитывающийся в доме Штольца, вряд ли
сохранит" чувство всеобщей симпатии.
Илья Ильич
умер без боли и мучений: как будто
остановились часы, которые забыли завести
накануне. Его тело, уточняет Гончаров,
покоится на ближайшем кладбище под
скромной урной, между кустов, “в затишье”,
“кажется, сам ангел тишины охраняет сон его”.
Внезапная
кончина без страданий — своеобразная
награда за чистую, “как хрусталь”, душу. Но
ведь это еще и смерть без покаяния, без
последнего критически брошенного взгляда
на прожитые годы, без подведения итогов
земного бытия. “Никто не видал последних
его минут, не слыхал предсмертного стона”.
Возникает
поистине двусмысленная ситуация: для Ильи
Ильича, жившего тихо и незаметно, “легкая”
смерть — конечно, благо. Но для человека,
как существа разумного, несущего
ответственность за состояние мира, это не
выход, не оправдание.
Ученые
много спорят о происхождении фамилии
персонажа.
Есть и другое толкование: в народных
сказках часто встречается понятие: “сон-обломон”,
который зачаровывает человека, как бы
придавливает его могильным камнем, обрекая
на медленное, постепенное угасание.
“Обломовщина”
— сон активного внутреннего “я”, могущий
поразить каждого, не выработавшего в себе
нравственно-психологического противоядия.
Обладающий
огромной силой обобщения, образ Обломова
относится к “вечным” образам не только
русской, но и мировой литературы.
Страница: 1 [ 2 ]