Горький "На дне" - сочинение "Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»"
Страница: [ 1 ] 2 3Заметным явлением русской литературы начала XX
века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся
ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрите-
ля произвело сочетание предельно реалистического изо-
бражения людей, достигших последней степени убожест-
ва, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и
его правды. Перед глазами публики впервые предстал не-
виданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то
есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как
в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были
низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута
протестом против социальных порядков капиталистичес-
кого общества и страстным призывом к справедливой и
спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало - вот
ее духовная сущность», - так определил идею пьесы
К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горь-
ким как воплощение социального зла. Судьба обитателей
«дна» - грозный обвинительный акт против несправед-
ливого общественного строя. Люди, живущие в этом под-
вале, похожем на пещеру, - жертвы уродливых и жесто-
ких порядков, при которых человек перестает быть чело-
веком, превратившись в бесправное существо, обреченное
влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выбро-
шены из нормальной жизни в силу волчьих законов, ца-
рящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если
он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуе-
мая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неве-
рие в правосудие заставило Сатина самому отомстить не-
годяюу погубившему его сестру. Эта месть привела его в
тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу.
Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене
и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со сторо-
ны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в
костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совер-
шают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того,
чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав
никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родивший-
ся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо
иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Кле-
ща, не желающего смириться с участью ночлежника, не
помогли ему подняться с жизненного «дна».
Обратившись к изображению жизни городских низов,
драматург затронул актуальную проблему современности:
каков выход из создавшегося положения, в чем спасение
людей «дна»? По признанию самого Горького, основной
вопрос пьесы - что лучше: истина или сострадание? Нуж-
но ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для оби-
тателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гу-
манизм утешительной лжи? Носителем его, жалеющим и
утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он
искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и ос-
корбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их
страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает пос-
ле смерти жизнь в раю, где она наконец отдохнет от зем-
ных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать
новую жизнь в золотой стране Сибири.
Страница: [ 1 ] 2 3