Горький "На дне" - сочинение "Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»"
Страница: 1 [ 2 ] 3еплу с Наташей старик советует начать
новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказы-
вает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес кото-
рой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этому спив-
шемуся человеку надежду на возвращение к прежней
жизни.
Позиция Луки - идея сострадания к человеку, идея
«возвышенного обмана», который позволяет человеку не-
сти бремя «низких истин», встречающихся на его тернис-
том пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обраща-
ясь к Пеплу, он говорит: «... чего тебе правда больно
нужна... подумай-ка, правда-то, может, ооух для тебя».
Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не верит
в нее, он знает, что ее нет. Он близорук, чтобы увидеть
эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов привет-
ствовать всякую идею, если она способна утешить челове-
ка, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает
о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроет-
ся. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не
верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки,
нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все чер-
ненькие, все прыгают».
Таким образом, основная черта идеологии Луки - чер-
та рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым,
философия терпения - с философией угнетения, точка
зрения раба - с точкой зрения хозяина. Горький вклады-
вает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто
живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она
поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе
хозяин, кто независим и не берет чужого - зачем тому
ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострада-
нии, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет
разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным
безысходным положением. Этого разрыва не смог выне-
сти Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой
лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Ос-
тается один выход - самоубийство. Вместо счастливой
жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убий-
ство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешитель-
ная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, кото-
рый лишает их последних сил для борьбы с обществен-
ным злом, социальной несправедливостью, благодаря ко-
торым и существуют костылевские ночлежки. Антипод
Луки Сатин словесно опровергает философию утешитель-
ной лжи: «Ложь - религия рабов и хозяев», «Правда -
бог свободного человека». Он верит в человека, в его
способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была.
«Человек - вот правда», - утверждает герой. В отличие
от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что
человек все может, раз,все зависит от его дел и идей. Он
не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью.
Жалеть человека - значит унижать его неверием в спо-
собность достичь своего счастья, значит искать поддерж-
ку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недоста-
ющую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами
ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг
звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его
призвании, силе и красоте.
Страница: 1 [ 2 ] 3