Чехов "Чайка" - сочинение "Нина Заречная - характеристика литературного героя "
Страница: [ 1 ] 2НИНА ЗАРЕЧНАЯ — героиня комедии А.П.Чехова «Чайка» (1896). Жизненный прототип — Л.С.Мизинова (по мужу Шенберг-Санина; учительница, певица, в 1901-1902 гг. актриса МХТ).
Литературный прообраз — Катя, героиня повести А.П.Чехова «Скучная история». Красота и сложность образа Н.Э. — в «реализме, отточенном до символов» (Вл.И.Неми-рович-Данченко). Ключевые образы пьесы («озеро», «чайка», «луна», «Мировая Душа», «Театр»), повторяясь, варьируясь, окутывают героиню прихотливой игрой ассоциаций, сообщая ее образу «неуловимо-поэтическое содержание» (П.А.Марков) и в то же время символически выявляя тему избранничества и призвания Н.Э. Целое строится в драматургии Чехова как «симфония характеров, устремлений и настроенностей» (Дж.Гасснер). Образ Н.Э., возникая на пересечении этих встречных эмоциональных потоков, «симфонизирует» их, объединяет в целостное образное единство. «Роль Нины для меня все», — писал Чехов. Изменчивое, отражающее лунный свет и блеск солнца озеро; полет чайки над ним; «странная» пьеса о Мировой Душе; атмосфера богемы с не менее странной откровенностью чувств и признаний; «романы в жизни» и «романы жизни», превращаемые в материал для литературных сюжетов; сумрачное декадентство Треплева; капризы знаменитой артистки Аркадиной’, известный писатель, «любимец публики» Григории и записная книжка в его руках — все это влечет Н.З., волнует ее воображение, заставляет мечтать о славе, возбуждает надежды на иную, высокую и страстную жизнь. Артистический дебют Н.З. происходит на сцене летнего театра при свете луны над горизонтом, на фоне «колдовского» озера. Она не столько «сыграла» роль Мировой Души, сколько «высказалась» в ней, «свежо» и «наивно» выразив свой полет души и воображения. Ее природная одаренность одушевила «сюжет из области отвлеченных идей», окружила его атмосферой поэтической тайны. Лунный свет сменился блеском солнечного дня, и образ Мировой Души перестал волновать Н.З. Она отказывается понимать «символы» Треплева, которыми еще так недавно было полно ее сердце. Она с детским жадным любопытством тянется к Тригорину. Охваченная счастливым возбуждением, безотчетной радостью жизни, она доверчиво поверяет ему свои мысли о «наслаждении творчеством», о «гордых и неприступных» творцах, «избранниках судьбы». «Лунная» Н.З. вдохновила Треплева на создание образа Мировой Души. «Солнечная» — пробудила волнение души Тригорина, нечаянно подарив «сюжет для небольшого рассказа». Уезжая, он обещает ей помнить этот «ясный день», «светлое платье» и «белую чайку на скамье». «Да, чайка…» — задумчиво произносит Н.З. в ответ. Отъезд Тригорина и Аркадиной для Н.З. означает конец праздника, пробуждение от «сна». Возвращение к «милой деревенской скуке», к «пескариной жизни» для нее уже немыслимо, невозможно: «Я решила бесповоротно, жребий брошен, я поступаю на сцену». За два года, прошедших с момента побега из дому, Н.Э. узнала, как «груба жизнь». Она пережила за это время роман с Тригориным и разрыв с ним, смерть ребенка, актерские неудачи. «Особенная» жизнь Н.
Страница: [ 1 ] 2