Чехов "Чайка" - сочинение "Нина Заречная - характеристика литературного героя "
Страница: 1 [ 2 ]изнь Н.З. парадоксально срифмовалась с «бестолковой» жизнью Аркадиной. Настроение тревоги и душевной смуты предваряет последнее появление героини. В осеннюю непогоду, когда на озере «громадные волны», а театр стоит «голый, безобразный, как скелет, и занавеска от ветра хлопает», Н.З. возвращается туда, где все начиналось: к озеру, к театру, к Треплеву. Она ничего не «вычеркивает» и не «отменяет» из прожитого. Все «перетекает» в душевный опыт художника: и чувства, «похожие на нежные, изящные цветы»; и любовь к Тригорину, «даже сильнее, чем прежде»; и сознание духовного родства с тургеневскими «бесприютными скитальцами»; и высокий настрой заново звучащего монолога Мировой Души… За «сюжетом для небольшого рассказа» просвечивает, мерцает «сюжет из области отвлеченных идей», связанный с внутренней жизнью Н.З., с ее верой в свое призвание и в свои душевные силы. «Томление о лучшем» (А.П.Скафтымов) роднит Н.З. с героями чеховской прозы (ср. «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь» и пр.); с героинями «позднего Островского» (Негина, Лариса); а также героинями Г.Ибсена (Нора в «Кукольном доме», Гильда в «Строителе Сольнесе»), М.Горького (Варвара Михайловна в «Дачниках», Лиза в «Детях солнца»). Недоговоренность, волнующая недосказанность, незавершенность оставляют образ Н.З. открытым для различных толкований и в то же время позволяют говорить о нем как об образе, вобравшем в себя «основной, духовный лейтмотив» (К.С.Станиславский) всего творчества Чехова. Первая исполнительница роли Н.З. — В.Ф.Комиссаржевская (1896). Среди других исполнительниц — М.Роксанова (1898), А.Г.Коонен (1944). Образ Н.З. воплотила М.М.Плисецкая в балете «Чайка» на музыку Р.К.Щедрина(1979).
Лит.: Набоков В.В. Заметки о «Чайке» // Театр, 1991, № 1; Волков Н.Д. Шекспировская пьеса Чехова // Волков Н.Д. Театральные вечера. М., 1966; Гроссман Л.П. Роман Нины Заречной // Прометей. Т. 2. М., 1967; Зингерман Б.И. «Чайка» и рождение новой театральной системы // Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988; Паперный З.С. «Чайка» А.П.Чехова. М., 1980; Рудницкий К.Л. Режиссерская партитура К.С.Станиславского и «Чайка» на сцене МХТ в 1898 году // Режиссерские экземпляры К.С.Станиславского. Т. 2. М., 1981; Кириллова И. Пьеса Константина Треплева в поэтической структуре «Чайки» // Чехов и театральное искусство. Сб. статей. Л., 1985; Лакшин В.Я. Провал // Театр, 1987, № 4; Вилькин A.M. «Отчего стрелялся Константин?» // Современная драматургия, 1988, № 3.
Страница: 1 [ 2 ]