Гете "Фауст" - сочинение "Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»"
Страница: [ 1 ] 2 3Любуясь гармоничной красотой окружающего мира, невольно задаешься вопросом: а кто же создатель всего этого великолепия? Подумать только, в бесконечном просторе Вселенной планета Земля — единственная планета, переливающаяся в лучах солнца синими, зелеными, черными отблесками водного простора Мирового океана, украшенная зелеными шапками лесов, насыщенная благодатным кислородом. На Земле существуют все условия для жизни. Для чьей жизни? Действительно ли человек является венцом творения?
Человек — существо, далекое от идеала. Каждый наедине со своими мыслями и совестью, где-то в глубине души считает себя совершенством, и далеко не каждый может осознать свое злое начало. Но мы живем не на необитаемом острове, а в обществе себе подобных. Трудно понять, откуда же в обществе появляются несправедливость, страдания, если каждый сам по себе является идеалом добродетели. Мыслители во все времена понимали, что личность — это порождение двух начал, добра и зла, а человеческое общество не идеально потому, что некоторые могут преодолеть в себе движение навстречу злу, в то время как другие лишены силы духа, способной преодолеть сопротивление этому злу. Представим себе на мгновение мир, в котором все люди добры, благожелательны, относятся друг к другу с пониманием и уважением. Возможно ли такое? Думаю, нет, так как план создателя всего сущего был несколько иным. В мире животных постоянно идет борьба за выживание, в которой выживает, как правило, сильнейший. Жизнь человеческого общества равнозначна борьбе животных за выживание, только в этих двух видах борьбы условия не равнозначны.
Животные, стремясь завладеть добычей и уничтожая своего врага, руководствуются инстинктами, человек же, в первую очередь, существо разумное. Любой человеческий поступок — это результат трудоемкой работы сознания и подсознания. Только человек способен анализировать и оценивать себя в каждой конкретной ситуации. Только человек способен просчитывать на два шага вперед. Только человек в каждодневной борьбе за выживание может проявить милосердие. Мы понимаем, что зло, которое есть в нас самих, и зло в окружающих — неотъемлемая и Необходимая часть нашей душевной структуры. Зло — это тот скрытый механизм, который порождает движение вперед. Человек, который закалился в борьбе с собственным злым началом, как правило, стремится улучшить, гармонизировать окружающий мир. Итак, сила зла «творит добро, всему желая блага»? Не берусь утверждать, что великий Гете рассуждал так же, как и я. Однозначно могу только говорить, что Фауст без Мефистофеля был бы другим. Мефистофель, тонким чутьем улавливая музыку зла в душе Фауста, толкал его на безумные и бездушные поступки. Он не давал ему успокоиться.
Вызывая раздражение, желание противодействовать ему, Мефистофель, по сути, был одной из причин активности Фауста. Толкая его на дурное, он, сам того не ожидая, пробуждал самые лучшие черты героя. Сила духа не позволяла Фаусту отклониться в сторону от прямого поступательного движения к познанию. Недаром, выводя своего героя на путь познания, Гете вкладывает в уста Господа такие слова:
* Вы ж, дети мудрости и милосердья,
* Любуйтесь красотой предвечной тверди.
Страница: [ 1 ] 2 3